Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Рубцовский драматический театр"

Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 
История театра


В ИНТЕРЬЕРАХ ВРЕМЕНИ

 

 

В ноябре 2017 года муниципальное бюджетное учреждение культуры «Рубцовский драматический театр» отметило своё 80-летие.

История рубцовского профессионального театра началась в 1937 году, когда жители Рубцовска обратились к руководству Алтайского края с просьбой об открытии в городе театра. В результате было принято решение – перевести труппу Бийского колхозно-совхозного передвижного театра в Рубцовск.

Для организации работы театру было предложено здание, построенное по проекту, утвержденному Президиумом Рубцовского Окружного исполкома. В связи с празднованием годовщины Октябрьской революции, клубу, для которого предназначалось построенное здание, было дано название – «12 лет Октября».

В здании располагались кинотеатр, драматический кружок, радиостанция, проводились собрания и смотры художественной самодеятельности. На сегодняшний день здание принадлежит Рубцовскому драматическому театру и имеет статус объекта культурного наследия (памятник архитектуры и истории) регионального значения.

В 1937 году жители Рубцовска обратились к руководству Алтайского края с просьбой об открытии в городе театра. В результате было принято решение – создать на базе существующего Бийского  колхозно-совхозного передвижного театра стационарный Рубцовский драматический театр.

Первый спектакль, поставленный в Рубцовском драматическом театре, назывался «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Далее последовал спектакль «Овечий источник» по пьесе Лопе де Вега. Поставил его первый директор и режиссер театра Д. Котевич.

Как пишет в своей работе «Мельпомена в Рубцовске» главный специалист по научной деятельности краеведческого музея М. Кагикина, в те годы клуб был центром культурной жизни города. Здесь шли кинофильмы и концерты, проводились собрания и конференции. Сейчас трудно представить себе те условия, в которых рождались спектакли молодого театра. Единственное производственное помещение – под сценой. Здесь находились костюмеры и реквизиторы, парикмахеры и бутафоры, здесь же располагалась единственная гримировочная комната, вернее – угол для актеров. Сцена для репетиций была свободна преимущественно в утреннее и ночное время. О механике сцены даже не мечтали.

А спектакли рождались. Они были нужны людям, и в театре это понимали все – от режиссера и актера до рабочего сцены, а поэтому преодолевали все трудности ради тех часов, когда погаснет свет в зале, зажгутся огни рампы, и сотни зрителей, затаив дыхание, уйдут вместе с актерами в светлый и радостный мир. Теплый прием зрителей был лучшей наградой за тяжелый труд: он давал силы, помогал творить.

Но занавес открывался не только на сцене клуба «12 лет Октября». Спектакли игрались в самых отдаленных районах Алтайского края и за его пределами. Целые месяцы подряд театр жил, что называется, "на колесах". Это были не только колеса грузовой полуторки, автобуса или вагона поезда. Часто это были колеса телеги, запряженной лошадьми, а зимой – полозья розвальней. Спектакли шли на тесных сценах сельских клубов, на открытых площадках колхозных дворов, на полевых станах, на заводах, в школах.

Благодарностью зрителей искупалась и тряска на бесконечных проселочных дорогах и ночевки, подчас, где придется. В пути работа актеров продолжалась, готовились новые пьесы.

Великая Отечественная война – памятная страница в истории театра. 22-го июня в одном из алтайских сел шла подготовка к началу спектакля на открытой площадке. Но занавес тогда так и не открылся, так как началась война. Труппа срочно вернулась в Рубцовск, который уже был отмечен печатью военного времени. Часть актеров ушла на фронт. Среди них – Нина Григорьева, молодая способная актриса, вместе с мужем, актером В.Марковым (не вернулись, погибли).

Рубцовский театр встал на фронтовую вахту. Нужны были спектакли, зажигающие сердца верой в грядущую победу, наполняющие души людей стойкостью и мужеством. Театр ставит спектакли: "Овод" по роману Этель Войнич, пьесы К. Симонова "Русские люди" и Л. Леонова "Нашествие". На каждом спектакле в антрактах объявлялись сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и часто выпускники пехотного училища или выздоравливающие в госпиталях сразу же после просмотра спектакля строем отправлялись на вокзал и уезжали на фронт.

Геннадий Кочетков в книге "Антракта не будет" так описывает впечатления о Рубцовске зимы 1942 года: "Вспоминая степной, мало кому ведомый в те годы городишко, я, прежде всего, словно бы ощущаю озноб и вижу костры – немилосердной была зима, лютовали морозы. А за городом, в степи, днем и ночью, горели костры, громадные, дымные, негасимые. Под открытым небом, промерзшим до седин, шумели станки, лязгал металл. У станков в полушубках и ватниках военного образца стояли рабочие бывшего Харьковского, а теперь заново рождающегося в Алтайской степи машиностроительного завода, и они были похожи на солдат.

Вечером рабочие приходили в театр. Запахнув поплотнее полушубки, они смотрели сквозь морозный, выдыхаемый десятками ртов туманец на сцену. На ней тоже солдаты: шла пьеса Корнейчука "Фронт"…

Нельзя не вспомнить тех, кто стоял у истоков театра: Д. М. Котевич – первый директор и режиссёр, режиссёры Б. А. Вахрушев, В. М. Володин, Г. М. Юрьев, Г. А. Немирович-Данченко. К слову, вопреки легенде, бытующей в театре, тщательно поддерживаемой и охраняемой им самим, Глеб Александрович не был потомком знаменитого В. И. Немировича-Данченко, одного из основателей Московского Художественного театра. Заслуженный артист Республики Хакассии и РФ В.Ф. Шлык, начавший свой творческий путь в Рубцовском драматическом театре в 1969 году, вспоминал: «Пожилые актеры мне робко говорили, что у Глеба Александровича была только одна фамилия, кажется, Немирович, а потом он добавил к ней фамилию своей жены – Данченко. Насколько это достоверно, выяснить мне не удалось, уж очень мало оставалось тогда свидетелей прошлого».

А какие здесь артисты служили! Н. А. Гольмгрен (основная героиня), Д. К. Сухачев (герой-любовник), Ф. Ф. Версальский (характерный комик), Л. С. Державин (режиссер и актер), А. Г. Пиотровский, С. Э. Перкович, А. А. Комарова, Л. Л. Лидина, Ф. В. Морозов, М. А. Рассохин, П. М. Калинина, Б. И. Мизюкин, Е. Ершов.

 В военные годы театр, помимо работы на стационарной площадке, вёл активную гастрольную деятельность. Он побывал практически во всех районах Алтайского края. В те далекие и суровые годы театральное искусство помогало людям жить, выстоять, не сломиться.

В годы Великой Отечественной войны, учитывая рост населения, связанный с эвакуацией промышленных предприятий из европейской части страны, городской Совет обратился с просьбой в краевой отдел искусств, о переименовании Алтайского (Бийского) колхозно-совхозного передвижного театра в Рубцовский драматический театр. Пожелания народных избранников были учтены, и в 1943 году решением СНК РСФСР хозрасчетный коллектив был переведен в государственную сеть театров и переименован в Рубцовский городской драматический театр.

 

 

И в послевоенные годы театр всегда был на передовых рубежах, ставя лучшие пьесы русской  и советской драматургии. А. Н. Островский – «Светит да не греет», «Свои люди – сочтёмся», А. Н. Толстой – «Власть тьмы», М. Горький – «Последние», Н. Погодин – «Кремлевские куранты», К. Симонов – «Русские люди», Ю. Герман – «Дело, которому ты служишь». К 40-летию театра и 50-летию города Рубцовска М. Варфоломеевым была специально написана пьеса  и поставлен спектакль «Сказ о городе Рубцовске».

 

 

В 60-е годы труппа драматического театра пополнилась яркими именами известных в Рубцовске актрис: Аллы Константиновны Бородиной и Галины Арсеньевны Желоболовой. Галина Арсеньевна приехала в Рубцовск в 1965 году, до этого работала в Красноярской оперетте, солисткой Винницкой филармонии.  Алла Константиновна служила в Рубцовском театре с 1967 года – приехала из Сарапульского драматического театра Удмуртской АССР. Заслуженная артистка России.

Большой вклад в становление Рубцовского драматического театра в разные годы внесли такие неравнодушные и творческие люди: Заслуженный артист России Юрий Серёгин, Заслуженный артист Белоруссии Юрий Агеев, артисты Лилия Шумакова, Петр Авсянников, и другие.

 

 

И сегодня в театре служат не менее талантливые и востребованные наши современники: Татьяна Фоменко, Лидия Ставицкая, Ольга Синеокая, Заслуженный артист Казахской ССР Евгений Мельников, Заслуженный артист Республики Марий Эл Игорь Кузнецов, Виктория Зяблицкая, Сергей Волобуев и ещё целый ряд замечательных артистов.

С 1987 года по сегодняшний день бессменным директором и художественным руководителем Рубцовского драматического театра является Заслуженный работник культуры России Станислав Федорович Спивак. Выпускник Кемеровского института культуры и искусств по специальности «Режиссура театра». В качестве режиссёра поставил более 150 спектаклей.

Неоднократно награждался грамотами и дипломами управления культуры Алтайского края, Петербургской академии наук и  искусств, по итогам 2010 года внесён в энциклопедию «Лучшие люди России» (удостоверение № 1238), награждён благодарностью министра культуры Российской Федерации (2010 г.), Алтайским краевым отделением СТД Российской Федерации, награждён дипломом за четверть века служения театру (2012-2013 гг.). Лауреат премии администрации муниципального образования «Город Рубцовск Алтайского края» в номинации «ПРОФИ», награжден Почетной грамотой губернатора Алтайского края.

В 2005 году театр был награжден Грамотой Петровской Академии Искусств (г. Санкт-Петербург) за большой вклад в развитие театрального искусства Алтайского края.

В 2009 году театр принял участие во Всероссийском фестивале театров малых городов, который проходил в городе Вышний Волочёк. На этом представительном форуме (с участием театров из Вышнего Волочка, Москвы, Сызрани, Петрозаводска, Рыбинска и др.) Рубцовский театр победил в двух номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль».

 Учитывая важность получения дополнительных внебюджетных источников, театр участвует в краевых и во Всероссийских конкурсах грантов. В 2010 году театр принял участие во Всероссийском грантовом конкурсе, который учредили Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей РФ под патронатом Президента России. В данном конкурсе приняли участие порядка 80 профессиональных театров России, 20 из них стали победителями, в том числе и Рубцовский драматический театр – единственный среди театров Сибири и Дальнего Востока. На средства, полученные от выигранного гранта, был поставлен спектакль для детей «Волчий маскарад».

В своей новейшей истории, театр неоднократно становился победителем конкурсов грантов Губернатора Алтайского края с проектами: «Алтай театральный», «Детский театр «Синяя птица», «Рубцовский театр – малым городам Алтая».

И ещё один интересный факт. В 2011 году актеры театра приняли участие в съёмках документального фильма «Любовь и власть Раисы Горбачёвой» Федеральной телекомпании «Первый канал», в котором были показаны фрагменты из спектакля по пьесе А. Зубовой «Жена президента».

С 2011 года театр принимает участие в краевой Губернаторской программе «Эстетическое воспитание детей и молодежи средствами искусства», проводимой в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы и государственной программы Алтайского края "Развитие культуры Алтайского края" на 2015-2020 годы. Благодаря Губернаторской программе школьники и учащиеся учреждений среднего профессионального образования получили возможность посещать театр бесплатно.

Разнообразна гастрольная карта театра: Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Талды-Курган, Барнаул, Новосибирск, Фергана, районы и города Алтайского края.

В конце 2012 года Рубцовский драматический театр был включен в перечень восьмидесяти особо значимых социальных объектов, реконструкция которых приурочена к 80-летию Алтайского края в 2017 году (Губернаторская программа «80х80»).

Драматический театр занимает площадь 5265 кв. м, зрительный зал рассчитан на 615 мест. Основным направлением деятельности театра является театральная и концертная работа. За период существования театра сыграно более 30 тысяч спектаклей, на которых побывало порядка 10 миллионов зрителей. Каждый сезон в театре выпускаются 5-6 новых спектаклей. При формировании репертуарной политики особое внимание уделяется русской классике и российской современной драматургии.

Заслуженный работник культуры России Станислав Спивак принял приглашение журналистов телерадиокомпании "Медиасоюз", и 31 мая стал участником радиопрограммы "Утро в Рубцовске".

Аудиозапись радиопрограммы тут: https://yadi.sk/d/NnJ6_Xuu3WnYaa


 
подробнее