Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Рубцовский драматический театр"

Рецензии и пресса


Что мы знаем о Бабе Яге,

или Кто, кого и где спасает?

 

В Рубцовском драматическом театре состоялся премьерный показ спектакля «Как Бабы Яги сказку спасали».

 

Интересно, а знают ли современные дети, что это за персонаж-то такой – Баба Яга? Откуда появилась, где обитает, чем живёт, о чём думает? А тут, уже из названия спектакля, становится понятным, что Баба Яга будет, как минимум, не одна. И ещё – сказка, которую, от чего-то, спасать надо! Словом, сплошные загадки. Чем дальше – тем интереснее! В этом зрители могли убедиться сами.

Особый шарм постановке придают колоритные детали, сопровождающие сказочное действие. Им режиссёр-постановщик, заслуженный работник культуры России Станислав Спивак уделил особое внимание. Кабель связи воинских подразделений – отнюдь не виртуален, ощутимо тянется по проходу через весь зрительный зал. И приладить-подключить его запросто можно к патефону, стоящему в «избушке на курьих ножках». Или взять Путеводный Клубок. В русских народных сказках Путеводный Клубочек незваному гостю дарит Баба Яга после того, как накормит, напоит, в баньке попарит и спать уложит. В случае с нашими сказочными героями, банные процедуры и путешествие в царство Морфея – роскошь непозволительная. Поскольку выясняется, что уже не только сказку – Машу, невесту главного героя – солдата Мокея – срочно спасать нужно! Коварный Кащей, в чьём плену она оказалась, слов на ветер не бросает… Потому, меняем Клубок на гаджет посовременней – навигатор, вооружаемся нунчаками, используем колодец, как телепорт, и – вперёд, навстречу удивительным сказочным приключениям!

Общую атмосферность нового спектакля Рубцовского драматического театра точно иллюстрирует цитата героя Юрия Яковлева от авторов фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»:

«Все-таки жизнь – удивительная штука, полна неожиданностей… И это, между прочим, прекрасно, прекрасно! Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье? ! … Не-а… Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам; мы перестали делать большие и хорошие глупости»…

В новом спектакле «Как Бабы Яги сказку спасали» скуки нет – он, буквально, заряжен неожиданностями, юмором и здоровым авантюризмом. Ну, а к любимой… Если будет нужно – и через окно, и через колодец, и через любые другие препятствия – герой сказочной истории к ней обязательно пробьётся! Первые зрители нового спектакля это уже увидели. Очередь – за вами. Давайте спасём и сбережём сказку вместе! Оно, поверьте, этого стоит…

Андрей Алешкевич

(апрель 2018 года)

 

 

 

От первого лица

 

«ГЛАВНОЕ – НЕ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ»

 

14 сентября 2018 года Рубцовский драматический театр (РДТ) открыл свой 81-й театральный сезон. Давали спектакль «Дорогая Памела» по пьесе Джона Патрика. И вновь, как и год назад, спектакль играли не на родных театральных подмостках, а в арендованном зале городского ДК…

 

Так совпало, что именно на 80-летие нашего театра пришлось начало капитального ремонта в здании РДТ. По согласованным срокам, ремонт этот рассчитан на два года. То есть, вне специально оборудованного и подготовленного к показу спектаклей помещения Рубцовскому театру существовать ещё, минимум, год. Впрочем, почему, собственно, существовать – жить! Полноценной, насыщенной культурными и творческими событиями жизнью! Но, обо всём по порядку…

 

Год назад администрация города Рубцовска, – за что ей отдельная благодарность, – для временного размещения выделила театру помещение бывшей юношеской библиотеки. Это три, примерно одинаковых, холла, плюс десяток небольших вспомогательных комнат. Засучив рукава, мы взялись за работу. Сначала оборудовали камерный зрительный зал на 70 мест, и уже в октябре возобновили показ спектаклей для детской аудитории.

 

В 2017 году Рубцовскому драматическому театру также было выделено дополнительное финансирование в рамках Федерального проекта по поддержке театров малых городов России. На одну часть этих средств мы приобрели современное звуковое и световое оборудование. Сейчас оно на складе, дожидается окончания ремонта здания театра. И ещё – мы пригласили московского режиссёра Станислава Васильева, который поставил спектакль «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского. Также была приглашена художник из Санкт-Петербурга Ольга Скурихина, которая оформила постановку. В конце октября этим вечерним спектаклем Рубцовский драматический театр и открыл свой юбилейный, 80-й театральный сезон. Отмечу, что в 2018 году наше участие в Федеральном проекте продолжается. 

 

В течение всего сезона, театр ставил новые спектакли – пять детских и два вечерних, организовывал их показ на самых различных площадках. И, что очень важно, РДТ не потерял в показателях. Как нам удалось добиться такого результата?

 

Прежде всего, пожалуй, благодаря оптимистичному творческому настрою, профессионализму команды и завидной работоспособности. И, конечно, с помощью, пониманием и поддержкой на городском, краевом и федеральном уровнях. А также – Союза театральных деятелей России и Министерства культуры РФ.

 

В марте 2018 года мы предложили учащимся средней кадетской общеобразовательной школы № 2 стать коллективным членом художественного совета театра, и получили согласие. Так кадеты стали первыми знакомиться с новинками детского репертуара, а после очередной премьеры – полноценно обсуждают постановку с артистами и всей постановочной группой. Такое неформальное общение со зрителями очень помогает быть в тонусе, вовремя корректировать сюжетные акценты, словом, держать руку на пульсе внимания зрительской аудитории. Особенно – детской, самой строгой, но и, пожалуй, самой искренной.

 

22 апреля 2018 года Рубцовский драматический театр во временном помещении открыл новый зрительный зал – без привлечения дополнительных финансовых средств и подрядных организаций – исключительно, благодаря возможностям опытных специалистов рубцовского театра. Он рассчитан на 98 мест и оборудован согласно всем требованиям к демонстрации театрализованных представлений: удобные кресла, профессиональный звук, качественное световое сопровождение спектаклей.

 

Также, в апреле пришло известие о том, что РДТ стал победителем конкурса грантов Союза театральных деятелей России, и примет участие в Межрегиональном фестивале «Театральная провинция – 2018» в городе Черемхово (Иркутская область, 25-30 сентября 2018 года). Это для нас большая честь и огромная ответственность. И ещё – редкий шанс принять участие в столь масштабном театральном форуме. И определение «редкий» – здесь не фигура речи: последний раз наш театр принимал участие в подобном мероприятии 10 лет назад…

 

Далее, в рамках реализации Федеральной Программы поддержки театров малых городов РФ, под патронатом партии "Единая Россия", наш театр получил ещё одну возможность пригласить для постановки нового спектакля специалиста из столицы. Художественный руководитель творческой мастерской "КАЗАКОВ ТЕАТР" (г. Москва) Алексей Казаков принял наше предложение, и 11 мая прибыл в Рубцовск, чтобы выступить в качестве режиссёра новой постановки РДТ – «Дорогая Памела» по пьесе Джона Патрика. Тогда до премьеры спектакля – 9 июня – оставалось меньше месяца…

 

Трудно описать словами, какой колоссальный объём работы удалось выполнить ВСЕМ работникам театра, чтобы спектакль состоялся! Параллельно с репетициями, театр почти каждый день давал спектакли на самых разных площадках – у себя в зале, в Городских домах культуры, Детском парке, в школах и детских садах, с выездом в районы, да, не по одному спектаклю за раз (!)… Согласитесь, в таком напряжённом темпе плодотворно работать под силу только хорошо организованному и высоко профессиональному творческому коллективу.

 

В подтверждение этих слов, нужно заметить, что артисты РДТ неоднократно становились лауреатами и дипломантами профессиональных конкурсов и фестивалей. Вот и в текущем году наш коллега – артист Сергей Волобуев – стал лауреатом губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. И таких премий в год присуждается всего четыре. Тем приятнее осознавать, что на вручении награды – в рамках III Всероссийского молодёжного фестиваля имени Валерия Золотухина (г. Барнаул, 25-30 сентября) – будут чествовать нашего артиста.

 

Так что, и в условиях, когда историческое здание театра находится на капитальном ремонте, можно – и нужно – успеть многое сделать. Как показал прошедший год, РДТ это под силу. Главное – не стоять на месте. А пока… Отзвучали аплодисменты благодарных зрителей, – театральный сезон открыт. Впереди – новые цели и рубежи. И все мы очень надеемся, что будущий, 82-ой сезон Рубцовский драматический театр торжественно откроет уже на своей, родной, обновлённой сцене.

 

Станислав СПИВАК,

директор и художественный руководитель

Рубцовского драматического театра,

Заслуженный работник культуры России.

Фото Виктора Уханова

 

 

ТЕАТРУ – 80!

Рубцовский драматический театр (РДТ) уверенно вступил в 2017-й год, в котором исполнится 80 лет с момента образования этого культурного учреждения. С одной стороны – возраст достаточно солидный и ко многому обязывающий. С другой – театр молод душой, эффективно развивается, готовит новые постановки и всегда открыт для творческих встреч со зрителями. О том, чем сегодня живёт театральный коллектив, какие задачи решает и цели ставит – спросим у главного. Наш собеседник – директор и художественный руководитель РДТ Станислав СПИВАК.

 

 

– Станислав Фёдорович, 80 лет с момента образования, хоть и не юбилей, но дата круглая и заметная. И Рубцовский театр, получается, ровесник Алтайского края, которому в этом году также исполняется 80 лет. И в Губернаторскую программу «80х80» наш очаг культуры включен. Как ощущаете себя в линейке восьмидесятников?

– Я бы сказал – адекватным бодрячком. В порывах души мы, зачастую, безнадёжные мечтатели и фантазёры, а в рациональности бытия приходится быть и кадровиком, и экономистом, и хозяйственником. Но, в целом, есть понимание, чего мы всем коллективом театра хотим добиться, и что реально можем сделать на данном этапе.

– Так, чего добиваетесь, и что делаете?

– Добиваемся мы, как, впрочем, и всегда, искренней любви зрителей. И делаем для этого всё, что от нас зависит. В частности, совсем скоро юных театралов ждёт новый детский спектакль, а для взыскательной взрослой аудитории также подготовим премьеру новой постановки по пьесе Марины Ладо «Очень простая история».

– В авторской пьесе история, может, и простая, а вот в обеспечении творческого процесса по созданию спектаклей, наверное, не всё так просто…

– Вы правы. Как сказали бы в Одессе: «А кому сейчас легко?». Но не в традициях Рубцовского театра на каждом углу жаловаться на трудности – они есть у всех. Мы стараемся ориентироваться на средне- и долгосрочные перспективы, упорно работаем и объективно оцениваем результаты своего труда. И, знаете, наши усилия не остаются незамеченными.

– Вы сейчас о победе в конкурсе грантов Губернатора Алтайского края?

– И об этом тоже. В 2016 году наша заявка действительно победила в конкурсе Губернаторских грантов в сфере культуры с проектом «Рубцовский театр – малым городам Алтая». Проект был задуман в целях воспитания подрастающего поколения с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное искусство. В рамках реализации гранта был показан 21 спектакль в дошкольных и школьных учреждениях 11 районных центров Алтая (Поспелиха, Краснощеково, Новичиха, Бор-Форпост, Курья, Староалейское, Угловское, Волчиха, Новоегорьевское, Шипуново, Усть-Таловка). И в текущем году театр уже подал заявку на конкурс грантов Губернатора в сфере культуры, – предлагаем реализовать проект «Театр дарит добро». Надеемся на победу.

– В этой связи, вспомнилось нетленное «Талантам надо помогать…», из советской классики…

– Если быть точным, ставшее крылатым выражение вышло из-под пера советского поэта, переводчика и литературоведа Льва Озерова в 1965 году в четверостишии «К истории». А применительно к Рубцовскому театру… Почему бы и нет?! Многие наши начинания находят реальную поддержку на городском, региональном и даже федеральном уровне. И это нормально! Раз, уж, обратились к цитатам, позволю себе привести недавнее высказывание депутата краевого парламента, заместителя секретаря Алтайского регионального отделения партии «Единая Россия» Виктора Зобнева: «Театр – это место, где человек начинает культурно расти. Нам надо создать людям эту возможность».

– Получается, к сказанному выше можно смело добавить и партийный уровень?

– Думаю, нужно добавить. По официальной информации, в 2017 году в рамках партийных проектов «Единой России» Алтайский край должен получить порядка 43 миллионов рублей на развитие и поддержку учреждений культуры. Проект «Театры малых городов» рассчитан на три года. Алтайский край попал в число пилотных регионов. Средства планируется выделить на два направления: постановочные расходы и укрепление материально-технической базы учреждения культуры.

– Оптимистично, и это радует. Но, это всё внутренняя кухня, необходимый, но скрытый от пытливых зрительских глаз процесс. Что на показ в обозримом будущем? Какие новые встречи и впечатления ждут рубцовчан?

– Впечатления, надеюсь, ждут сильные и разнообразные. Судите сами. Уже в первую неделю марта, в подарок к Международному женскому дню, наших замечательных зрителей мы приглашаем на встречи с народными артистками России Екатериной Шавриной, Жанной Бичевской и Еленой Яковлевой. А завершит этот невероятный калейдоскоп творческих событий выступление артистов театра оперетты их Санкт-Петербурга. Подчеркну, всё в рамках одной недели!

– Рубцовчанам осталось лишь дождаться старта этого культурного марафона. Пользуясь случаем, от имени всех любителей театрального искусства, хочется пожелать вам и вашему замечательному коллективу дальнейших успехов, стабильности и благополучия.

– Спасибо. И мы нашим зрителям неизменно желаем всяческих благ, и дарим своё творчество искренне и с любовью. По-другому не умеем. Может быть, поэтому у нас, если не всё, то очень многое получается.

Беседу вёл Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2017 г.)

 

 

СОВСЕМ НЕ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

 

«После смерти все животные ангелами становятся.

Даже крокодилы. А люди – не все»*.

 

 

Когда в последний раз вы думали НЕ о себе? Нет-нет, не торопитесь с ответом. Вам же не обязательно это делать. Тем более – думать… Хотя, ещё в 17-ом веке философ Рене Декарт доходчиво сформулировал: «Я мыслю, следовательно, существую». Согласитесь, ёмкий и достаточно сильный аргумент в пользу того, что думать надо. Особенно, занимаясь делами. И, совсем уж, обязательно, – когда берётесь решать за других, как им следует жить. Или умереть…

История, которую артисты Рубцовского драматического театра рассказали со сцены 31 мая – в день закрытия 79-го театрального сезона, – достаточно необычна. Спектакль «Очень простая история» – тот случай, когда место действия и персонажи незамысловаты и узнаваемы с первого взгляда. А вот что получается, когда эти персонажи начинают совершать поступки – каждый по своему разумению, в конечном итоге, и формирует основную идею представленной драмы.

Место действия – большой сарай с лестницей на сеновал. Основных героев всего 10: поровну от человеческой братии и животного царства. Каждый занят своим делом, и мыслит по-своему. Да-да, здесь нет оговорки. Они ВСЕ думают!

«Хозяин (Псу): – Пошёл, пошёл, Крепыш, что под ногами путаешься...

(Хозяин выходит.)

Пёс: – Видите, он меня по имени назвал!

Корова: – У нас самый красивый хозяин.

Свинья: – И самый добрый.

Корова: – И хозяйка самая хорошая».

Представители фауны в этом спектакле, вообще думают, говорят и действуют разумно и человечно. А вот люди – далеко не все, и не всегда. Впрочем, обо всём по порядку.

Как живут? Хозяин горбатится на работах с утра до вечера, Хозяйка, хлопочет по дому, сосед пьёт горькую, а молодые влюблены и встречаются. Как результат пылких свиданий – новость: Даша сообщает Лёше, что беременна. Он хочет жениться, но её отец категорически против этого и готов силой везти дочь в город – делать аборт:

«Да пойми ты, дура, если будешь с животом ходить, придётся тебя за этого голодранца выдавать. За что же мне позор такой, получается?! Я весь век на него да на его папашу спину гнул? Так что ли получается? …Как сказал, так и будет! Мне от его семени байстрюков не надо!»

Сериал, да и только. Но… В мыльных операх свиньи не мечтают о крыльях, корова не рассуждает о машине «…она не разговаривает, только воняет... и трещит. Она, как ведро или корыто. Без души», а лошади не впадают в крайнюю степень альтруизма – готовность пожертвовать чем-то своим для счастья другого. Да, что там «чем-то»? Жизнью! Как вам такой поворот сюжета?

Между тем «самый добрый» Хозяин режет наивную Свинью, чтоб свезти мясо на рынок. Проза жизни. Он-то с самого начала знал, зачем её кормит. Но знала ли об уготованной ей участи хавронья – большой вопрос. И уж точно не знала, что после смерти станет ангелом, и обретёт, наконец-то, вожделенные крылья! Поистине, неисповедимы пути господни…

 

«– Я видел, как котят топили.

– Кто топил, кошки?

– Нет. Люди.

– То-то и оно».

 

 

Пересказывать содержание пьесы занятие бессмысленное. Поэтому обратимся к открытому и потаённому смыслам этой незаурядной постановки: каждый человек слышит и видит только то, что сам хочет. Можно сколь угодно долго рассуждать о бренности бытия, ссылаясь на то, что так устроен мир. А кто его «так устроил»? И кто сказал, что целый мир должен вертеться исключительно вокруг нас? Мы же и сказали. Сами – себе. И поверили, что это правда.

Автор пьесы Мария Ладо тонко подметила на примере темы аборта: «Так делают только люди». Оглянитесь вокруг, что ещё люди делают «так»? Мы берём от жизни только то, что необходимо, или то, что нам нужно? А ведь между этими понятиями – пропасть. Взять хотя бы наивный диалог хозяйской живности:

«– Люди странные очень. Им нужно много разных вещей. Особенно меня всегда удивляло, что они покупают то, что у них уже есть.

– Как это?

– Например, одежду. Ведь она уже есть. Зачем ещё? Не понимаю…»

Ничего не напоминает? Или вот ещё:

«– С другой стороны, людям есть надо что-то, вот они нас и едят. Одежду, обувь из нас делают. Их даже пожалеть нужно, они слабее.

– Да, это правда.

– Какой кошмар...

– Жизнь».

Среди человеческих персонажей драмы особняком стоит (а иногда и лежит) одна из ключевых фигур пьесы – Сосед. Волею обстоятельств – запойный пьяница, слабый, безвольный, жалкий и… тоже наивный. Поверил в рассказы о том, что когда на Земле кто-то умирает, обязательно кто-то рождается, и умерший становится его ангелом-хранителем. Что может быть прекрасней перспективы стать таким ангелом для родных внуков?! Правда, сначала нужно умереть…

 

«Летать, конечно, приятно, но жить лучше.

Намного лучше, даже в этом сарае».

 

 

Концовка у спектакля, тем не менее, жизнеутверждающая. Что, несомненно, радует. Любому, даже в беспросветной безнадёге хочется верить в лучшее, хорошее, светлое. Так что, закономерный хеппи-энд пришёлся кстати. И, значит, самое время вспомнить о тех, кто подарил нам эту поучительную историю.

Задумчивая Корова Зорька – Виктория Зяблицкая, жертвенная Лошадь Сестричка – Лидия Ставицкая, очаровательную Свинью сыграла Ольга Синеокая, за пса Крепыша лаял и рычал Сергей Волобуев, а Петухом-полиглотом выхаживал Юрий Бурулько. Далее – строгий Хозяин Игорь Кузнецов, хлопотливая Хозяйка Татьяна Фоменко, Даша, дочь хозяина и хозяйки – Ольга Ширяева, Сосед – Павел Фролов и Алексей, сын соседа – Евгений Сокольский. И ещё, в самой первой сцене – прологе – на сцене появляется маленький Ангел. Это начинающая актриса Лиза Ляшевская. Художник-постановщик спектакля – Виталий Болгов. Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель культуры России Станислав Спивак. А также осветители, реквизиторы, звукорежиссёры и все-все замечательные работники Рубцовского драматического театра.

Вам зал аплодирует стоя. Премьера удалась!

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

* здесь и далее по тексту цитаты из пьесы Марии Ладо «Очень простая история».

"Местное время"

(Рубцовск, 2017 г.)

 

 

ПОЦЕЛУИ В ТРИ-ДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ

 

Царица – дочери:

– Сама дурочка. Замуж за Ивана-дурака собралась… Какое-то царство у нас дурацкое получается!

 

Новый спектакль для детей «Кто принцессу поцелует?».

 

Рубцовский драматический театр (РДТ) порадовал юных любителей театрального искусства очередной яркой премьерой. Уже в самом названии спектакля – «Кто принцессу поцелует?» – прячутся загадка и интрига: действительно, кто? По житейской логике, должен быть принц. Желательно – на белом коне. Но в том-то и дело, что сказка – это чудеса! А у них своя логика, нашему пониманию недоступная.

С самого начала, и на протяжении всего спектакля ребятня искренне сопереживала происходящему на сцене. Зал то взрывался дружным хохотом, то активно советовал персонажам, как поступить в той или иной ситуации. Всем было весело и интересно. Создателям удалось сбалансировать постановку так, что в результате спектакль получился очень музыкальным, динамичным и современным.

Да-да, именно – современным. Пусть сказка, три-девятое царство, Змей Горыныч… Однако, истинные человеческие ценности во все времена остаются неизменны. Что артисты РДТ, во главе с режиссёром-постановщиком, заслуженным деятелем культуры Станиславом Спиваком, с блеском и продемонстрировали. С песнями, танцами, шутками-прибаутками юным зрителям, играючи, объяснили базовые духовные и моральные принципы: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе; ничто не происходит ниоткуда и не исчезает в никуда; счастье – не манна небесная, его нужно заслужить. А ещё – что «без труда не выловишь рыбку из пруда». Прописные истины, скажете вы, и будете правы. Вот только все ли родители своим чадам сумели это доходчиво объяснить, показать на собственном примере? Вопрос, пожалуй, риторический. А новая постановка – свершившийся факт. Сходите с детьми на спектакль, не пожалеете!

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2016 г.)

 

 

ТЕАТР ЖДЁТ ГОСТЕЙ

В Рубцовском драматическом театре (РДТ) на открытии 78-го театрального сезона зрителям показали музыкальный спектакль «Моя жена лгунья». Почти сразу – менее, чем через месяц, – ещё подарки рубцовским зрителям – спектакль «Мамуля» для взрослой аудитории и постановка «Новая сказка – на старый лад» – для детей. Сейчас коллектив учреждения культуры готовит программу для проведения новогодних и Рождественских праздников…

О том, чего уже удалось достичь и к каким горизонтам предстоит стремиться служителям Мельпомены в обозримом будущем, рассказал директор театра, заслуженный работник культуры России Станислав СПИВАК.

 

 

– Станислав Фёдорович, сезон открыт, премьеры показаны, заслуженные аплодисменты отзвучали. Можно перевести дух, сбросив с плеч груз ответственности за подготовку к старту нового театрального марафона?

– Да, почивать на лаврах, как-то, не приходится. Это как разбить шампанское о борт океанского лайнера и тут же лечь в дрейф. Далеко мы так уплывём?

– Согласен, вопрос требует корректировки. Что было, что есть и что требует воплощения в Рубцовском драматическом театре в 78-м театральном сезоне?

– Была, есть и будет – работа. Творческая – в постановке новых спектаклей, и не очень – по хозяйственной части… Хотя, решение иных организационных вопросов как раз требует, очень даже, творческого подхода к делу. Но это – к слову. А так, у нас идёт непрерывный репетиционный процесс, результатом которого и являются новые спектакли – обязательно пять премьер за сезон.

– Создать пять новых постановок за сезон, отыграть за это время порядка 280 спектаклей для почти 40 тысяч зрителей… Статистика впечатляет! В чём секрет поразительной творческой плодовитости у небольшого, по сути, коллектива театра?

– На мой взгляд, в достижении цели обязательны две составляющие: нужно ХОТЕТЬ и ДЕЛАТЬ. Потому что, если заниматься чем-то без желания, или хотеть чего-то, но ничего не предпринимать – выйдет пшик. Вот, например, наш авторский проект «Рубцовский театр – малым городам Алтая» – настоящий эксклюзив. Мы едем в окрестные населённые пункты, играем спектакли для людей, которые театральные постановки десятки лет не видели. Реакцию зрительного зала описать невозможно! Это нужно видеть и чувствовать! Получается «хотим» и «делаем». Так в регионе больше никто не работает!

– В рамках майского «Парада премьер» Рубцовский драматический театр познакомил барнаульцев со спектаклем «Очередь» по пьесе Александра Марданя. И в этой связи, позволю себе процитировать журнал «Культура Алтая»: «Режиссёр-постановщик – заслуженный работник культуры России Станислав Спивак – попытался переосмыслить драматургический материал, «дотянув» пьесу от авторской «пессимистической комедии» до уровня философской притчи». Вашу театральную работу оценили по достоинству?

– Ну, не мне об этом судить: зрителю – в зале. А взвешенные отзывы коллег по профессиональному сообществу обязывают соответствовать требованиям современного драматического театра.

– Про новые спектакли, пожалуйста, поподробнее. Всем, ведь, о них интересно узнать…

– Уже увидел свет спектакль для юных зрителей «Новая сказка – на старый лад». Теперь мы готовим новогодний спектакль «Волшебный посох» – с плавным переходом зрителей в фойе к новогодней ёлочке, с играми и аттракционами. О взрослой аудитории, конечно, не забыли – выпустили капитально восстановленный спектакль «Мамуля». И в планах на традиционное закрытие сезона – снова премьера. Но, об этом пока рановато говорить, пусть сохранится какая-то интрига.

– И ещё про один важный момент не могу не спросить. Как продвигаются дела с капитальным ремонтом здания театра по Губернаторской программе «80х80»?

– В данный момент проектно-сметная документация прошла экспертизу. И получила положительное экспертное заключение. Теперь, надеюсь, движение в этом направлении обретёт более ощутимую динамику. Потому что, важно всё: для кого ты играешь, что ты показываешь, и где всё это происходит. Тут нет мелочей и второстепенных деталей. Вообще, театр – как живой организм. И если он со всех сторон в порядке, чувство одухотворённости и вдохновение приходят гораздо чаще.

– Накануне новогодних торжеств, что бы вам хотелось пожелать рубцовчанам?

– Достатка и благополучия в семьях, душевного равновесия и удачи в делах. Всех ждём в гости. Двери нашего театра для зрителей всегда открыты.

Беседу вёл Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2016 г.)

 

 

ЗА ЧЕМ СТОИМ?

 

В рамках майского «Парада премьер» Рубцовский драматический театр познакомил барнаульцев со спектаклем «Очередь» по пьесе Александра Марданя. Драматург он титулованный, успешно ставящийся в России и за рубежом, известный  своими социальными фарсами. И «Очередь» –   из их числа. Однако  режиссёр-постановщик –  заслуженный работник культуры России Станислав Спивак –  попытался переосмыслить драматургический материал, «дотянув» пьесу от авторской «пессимистической комедии» до уровня философской притчи.

Задача интересная и очень непростая, тем более, что Дмитрий Богомазов в Киевском Академическом театре драмы и комедии уже делал постановку «Очереди», решённую в стиле трэш и отмеченную престижными призами.

Тем не менее, режиссёр «с порога» успешно ошеломляет публику, заставляет её недоумевать, создавая эффект эстетического шока и первоначального неприятия. И этот приём отлично работает, сбивая зрительскую спесь и разрушая стереотипы смотрения.

 Пластика актёров, суховатая, будто деревянная, крайне лаконичная сценография, скупой или прямо бьющий свет – всё создаёт ощущение отторгнутости.  Таков вход в очерченный сценой замкнутый мирок, где всё вывернуто, смещено: медсестра своим обликом и поведением неотличима от жрицы любви, бизнесвумен – от бандерши, а правоохранитель с налоговым инспектором один в один напоминают бандитов.

Когда Понтий Пилат умывает руки, Христа ожидает Голгофа. Даже если действие происходит в наши дни. Даже если Понтий Пилат  всего лишь изображён на китчевом плакате о гигиене, а руки умывает над пластиковым тазиком.

Вместо Бога теперь – тот, кто «Лечит от всех болезней». Как и Пилат,  тоже обитающий на плакате.

На сцене – чёрное пространство, обозначенное рядом чёрных стульев да двумя упомянутыми рекламными объектами. Группка людей в чёрном ожидает доктора по имени Анатолий Михайлович. И то, как посетители ожидают доктора, составляет содержание действия – иногда кажущегося затянутым. Не на чем отдохнуть зрительскому глазу и уху:  рисунок ролей крайне сдержан и скуп. До такой степени, что многочисленные шутки и каламбуры, составляющие текст пьесы,  актёрами при произнесении не звучат, словно «съедаются».

«- Из вены?   (кровь)

 - Из Парижа».

 

 

Режиссёр намеренно вычищает из спектакля всё, что может помешать выйти к широкому обобщению.

А люди в чёрном ещё будут прибывать – и страждущие, и «деловые»: маклерша,  дамы из санэпидстанции,  рекламный агент, торговка выпечкой. У каждого – своя цель: попасть на приём, продать здание возможно большее количество раз, сорвать взятку, реализовать несвежий товар. Потенциальные пациенты тоже не теряют времени, утрясая собственные  дела  – налоговые, земельные или коммуникативные.

Но среди тех, кто в чёрном, есть и личности в белом. Это медсестра Мария и маляр. Первая в отсутствии доктора главенствует «на земле» (непрерывно), второй  – «в воздухе», на «лесах» (очень короткое время).

Вообще, те, кто «на земле», а это все персонажи, за исключением маляра и мужа Марии, говорят странными, манерными, «ненастоящими» голосами. Соответственно, самый странный и одновременно яркий голос у руководительницы – медсестры. Этакая смесь ломливости Ренаты Литвиновой и наглой бесшабашности девчонки из подворотни.

Носители естественных голосов социально устроенным «страждущим» во многом противоположны. Они – бездомные, бездокументные беженцы из Назрани (Назарета, по оговорке одного из персонажей). Тому, кто сейчас малярит, ещё улыбнулась удача: устроился на работу. Даром, что по диплому врач, в прошлом –  завклиникой.

Когда Мария рассказывает, что тот поднял на ноги её безнадёжно искалеченного брата, толпа не дождавшихся чудес срочно обращается к новому источнику надежды.

«- Доктор, взгляните на меня!

 - У меня всё есть, но я так несчастна!

 - У меня болит печень!»

Но обретённый доктор разочаровывает электорат, давая советы прямиком из Библии. Это никому не нужно. Делиться излишками благосостояния отнюдь не входит в планы скучающей дамы, а ограничивать своё питание – в планы джентльмена. И уже через несколько минут страждущие дружно зовут полицию. Предлог имеется. Документов-то нет! Регистрации нет!

Когда врача-маляра уводят, в приёмной появляется Мария – русоволосая, в чёрной одежде. Как личина, сброшены легкомысленная белая униформа и  белый парик. Мы видим живое лицо медсестры, слёзы на её глазах и слышим её новый, естественный, человеческий голос. Он «будит» героев,  и вдруг оказывается – души людей живы. Звучит возвышенный гимн,  Богородица благословляет всех.

Казалось бы: финал. Причём весьма сильный – намного сильнее, чем в пьесе. Всеобщее ликование и катарсис. Но режиссёру удалось обозначить ещё один смысловой слой.  Богородица-то совсем не с иконы. Это бизнесвумен, недавно лебезящая перед судьёй, только что ожесточённо кричащая: »Документов нет!» (сиречь «Распни его!»)

Каким же вдруг чудесным образом «бандерша» преображается, просветляется ликом, облачается в белые одежды – и воспаряет на освободившиеся «леса»? Хотелось бы верить в такое преображение…

В конце концов, это благодаря бизнесвумен над вымороченным пространством и людьми кружится человечная «Ночь коротка…» – пусть в исполнении случайного музыканта, пусть за деньги. И вся разношерстно- похожая компания пускается в странный танец – каждый в одиночку: вальсовый поворот - прыжок на месте. Видимо, как попытка улететь из несовершенного мира. Или подняться над собой.

Да, хотелось бы верить в преображение. Вот только Мария Дэви Христос  (она же – Марина Кривоногова-Цвигун из «Белого братства») тоже любила музыку…

Думайте, люди, думайте…Для этого и ставился спектакль.

Ольга ИСУПОВА,

(Барнаул, 2015 г.)

 

 

 

 

КТО КРАЙНИЙ ЗА ДУШОЙ?

 

ПРОЛОГ

 

– А где я могу найти кого-нибудь нормального?

– Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает.

Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

Люис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

 

По темно синему океану небосвода спешат к далекому горизонту облака. Не облака-барашки из безмятежного детства, а кучевые «волки», повинуясь природному инстинкту, постепенно сбиваясь в беспощадную грозовую стаю. И хотя туч и свинцовых красок на небе еще нет, ощущение будущей бури яростно пронизывает пространство своей неизбежностью. И еще – звучит музыка. Разноголосый хор не поет, не читает молитву. Он ритмично и нервно впечатывает фразы в этот образ грядущего апокалипсиса. Напряжение нарастает с каждым новым аккордом… Вдруг, все обрывается спасительной темнотой и тишиной, оглушительной в немом вопросе: что это было? Всего лишь, предчувствие грозы…

С этой яркой образной сцены начинается спектакль «Очередь» в постановке Рубцовского драматического театра – почти эпическое вступление в скрупулезное исследование тайн человеческой души, чем, по сути, и является новая работа театрального коллектива. Но высокопарный стиль моментально рассеивается с появлением на сцене первого персонажа – медсестры Марии с риторическим для нашей страны вопросом: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Добро пожаловать на грешную землю…

 

В ОЧЕРЕДЬ, МАМИНЫ ДЕТИ!

 

Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна – в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

 

Полная темнота. Появляется луч фонарика. В небольшом холле перед приемной какого-то целителя, он выхватывает из мрака отдельные фрагменты интерьера. Рядом с дверью висит плакат с изображением мужчины и надписью «Лечу от всех болезней». На заднем плане – строительные леса. Чуть дальше – картина с изображением человека в римской тоге, моющего руки. В итоге, перед зрителями постепенно открывается бывшее помещение, закрытой теперь, больницы. Разруха и запустение. Обладатель фонарика поднимается по лесам, чтобы попытаться починить электрощит. Медсестра уже адресовала свой отчаянный вопрос. Ещё секунда – и вспыхивает яркий свет. Человек в белом остается на лесах: выясняется, что здесь он в качестве маляра, и ему нужно докрасить стену. Медсестра готовится к приему пациентов.  Между тем, целитель принимает посетителей последний день…

А вот и первый герой из будущей очереди – налоговый инспектор. То есть, человек при должности, а, значит, с обязательными привилегиями – к целителю по записи. Спустя немного времени, появляется второй персонаж из «списочного состава» – представитель правоохранительных органов. И тоже с амбициями! Дальше – больше. Очередь пополняется бизнесменом, журналисткой, судьей, профессором, артистом, чиновницей с мужем и даже товарищем с востока – очень разношерстная компания. Объединенная, пожалуй, «системными ценностями», точнее – ущербным наличием ценностей человеческих. И еще – этой очередью к модному шарлатану.

 

БЕЙ СВОИХ, ЧТОБ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ

 

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того,

что добрые люди изуродовали его.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 

Красной нитью через спектакль «Очередь» проходит тема морального обнищания личности в обществе потребительского хамства, тотального взяточничества, чинопочитания и чудовищной круговой поруки. И примеров приведено немало. Попался на мошенничестве с недвижимостью – вопрос решит взятка «кому надо» в погонах. А последнего уже «раскулачивает» дама, которую принято изображать с, неуместным в данном контексте, но обязательным атрибутом в руке – весами, и повязкой на глазах. Или, только что туалетом нельзя было пользоваться, в нарушение санитарных норм, а теперь – можно! «Волшебный» конверт с дензнаками снова творит чудеса! В террариуме единомышленников каждый за себя. Унизить, оскорбить, «прогуляться по головам». А что? В этой очереди выживет только сильнейший. Жалко, что не духом…

 

ТОРЖЕСТВО МОМЕНТА

 

– А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.

– А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.

– И.. И что же они там делают? – поинтересовалась девочка,

неминуемо краснея.

– Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются…

Люис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

 

Новую постановку Рубцовского драматического театра можно смело назвать экспериментальной. Динамично меняющиеся сцены, оригинальная хореография, детально отточенный символизм образов и, до боли узнаваемая, картина современной жизни, возведенная в гротеск. Да, у нас запросто может беженец с Кавказа – врач высшей категории – красить стены. А человек, которого вернули «с того света», но сломали при этом ребро, подать в суд на своего спасителя за нанесение тяжких телесных повреждений.

И на этом фоне как-то особенно пронзительно звучат слова безымянного героя: «Не будьте рабами своих желудков. Своих денег, своих вещей… Лишнего у вас много. Столько еды добываете, что на диетах сидите. Столько одежды, что за советом пришли – что вредно носить, а что полезно. У кого только необходимое – тот так не мучается… А у вас много – и еще о большем мечтаете. Хотите, чтобы все, абсолютно все жили честно и правильно. Кроме вас… Чтобы все вокруг жили по десяти заповедям, а вы – по одиннадцатой – «Не попадись». И не надо десяти! Пусть только одна будет – «Не делай другому, чего себе не желаешь». По ней живите…».

– Мы хотели попробовать свои силы в непривычной и для нас, и для наших зрителей эстетике, – раскрывает тайну происхождения спектакля режиссер-постановщик и директор РДТ Станислав Спивак. – Насколько эксперимент удался – судить тем, кто находится в зале…

…Финальная сцена – в панике убегающая за кулисы медсестра с последней своей репликой: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Занавес. Зал аплодирует стоя…

Не смотря на глобальность тематики, спектакль смотрится «на одном дыхании». Масса иронии, по-настоящему смешных моментов. Это – пессимистическая комедия. Смех, сквозь слезы. С неубиваемой надеждой на исцеление: а, вдруг, получится?

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время" (Рубцовск, 2014)