Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Рубцовский драматический театр"

Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 
Рецензии и пресса


Что мы знаем о Бабе Яге,

или Кто, кого и где спасает?

 

В Рубцовском драматическом театре состоялся премьерный показ спектакля «Как Бабы Яги сказку спасали».

 

Интересно, а знают ли современные дети, что это за персонаж-то такой – Баба Яга? Откуда появилась, где обитает, чем живёт, о чём думает? А тут, уже из названия спектакля, становится понятным, что Баба Яга будет, как минимум, не одна. И ещё – сказка, которую, от чего-то, спасать надо! Словом, сплошные загадки. Чем дальше – тем интереснее! В этом зрители могли убедиться сами.

Особый шарм постановке придают колоритные детали, сопровождающие сказочное действие. Им режиссёр-постановщик, заслуженный работник культуры России Станислав Спивак уделил особое внимание. Кабель связи воинских подразделений – отнюдь не виртуален, ощутимо тянется по проходу через весь зрительный зал. И приладить-подключить его запросто можно к патефону, стоящему в «избушке на курьих ножках». Или взять Путеводный Клубок. В русских народных сказках Путеводный Клубочек незваному гостю дарит Баба Яга после того, как накормит, напоит, в баньке попарит и спать уложит. В случае с нашими сказочными героями, банные процедуры и путешествие в царство Морфея – роскошь непозволительная. Поскольку выясняется, что уже не только сказку – Машу, невесту главного героя – солдата Мокея – срочно спасать нужно! Коварный Кащей, в чьём плену она оказалась, слов на ветер не бросает… Потому, меняем Клубок на гаджет посовременней – навигатор, вооружаемся нунчаками, используем колодец, как телепорт, и – вперёд, навстречу удивительным сказочным приключениям!

Общую атмосферность нового спектакля Рубцовского драматического театра точно иллюстрирует цитата героя Юрия Яковлева от авторов фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»:

«Все-таки жизнь – удивительная штука, полна неожиданностей… И это, между прочим, прекрасно, прекрасно! Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье? ! … Не-а… Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам; мы перестали делать большие и хорошие глупости»…

В новом спектакле «Как Бабы Яги сказку спасали» скуки нет – он, буквально, заряжен неожиданностями, юмором и здоровым авантюризмом. Ну, а к любимой… Если будет нужно – и через окно, и через колодец, и через любые другие препятствия – герой сказочной истории к ней обязательно пробьётся! Первые зрители нового спектакля это уже увидели. Очередь – за вами. Давайте спасём и сбережём сказку вместе! Оно, поверьте, этого стоит…

Андрей Алешкевич

(апрель 2018 года)

 

 

ТЕАТРУ – 80!

Рубцовский драматический театр (РДТ) уверенно вступил в 2017-й год, в котором исполнится 80 лет с момента образования этого культурного учреждения. С одной стороны – возраст достаточно солидный и ко многому обязывающий. С другой – театр молод душой, эффективно развивается, готовит новые постановки и всегда открыт для творческих встреч со зрителями. О том, чем сегодня живёт театральный коллектив, какие задачи решает и цели ставит – спросим у главного. Наш собеседник – директор и художественный руководитель РДТ Станислав СПИВАК.

 

 

– Станислав Фёдорович, 80 лет с момента образования, хоть и не юбилей, но дата круглая и заметная. И Рубцовский театр, получается, ровесник Алтайского края, которому в этом году также исполняется 80 лет. И в Губернаторскую программу «80х80» наш очаг культуры включен. Как ощущаете себя в линейке восьмидесятников?

– Я бы сказал – адекватным бодрячком. В порывах души мы, зачастую, безнадёжные мечтатели и фантазёры, а в рациональности бытия приходится быть и кадровиком, и экономистом, и хозяйственником. Но, в целом, есть понимание, чего мы всем коллективом театра хотим добиться, и что реально можем сделать на данном этапе.

– Так, чего добиваетесь, и что делаете?

– Добиваемся мы, как, впрочем, и всегда, искренней любви зрителей. И делаем для этого всё, что от нас зависит. В частности, совсем скоро юных театралов ждёт новый детский спектакль, а для взыскательной взрослой аудитории также подготовим премьеру новой постановки по пьесе Марины Ладо «Очень простая история».

– В авторской пьесе история, может, и простая, а вот в обеспечении творческого процесса по созданию спектаклей, наверное, не всё так просто…

– Вы правы. Как сказали бы в Одессе: «А кому сейчас легко?». Но не в традициях Рубцовского театра на каждом углу жаловаться на трудности – они есть у всех. Мы стараемся ориентироваться на средне- и долгосрочные перспективы, упорно работаем и объективно оцениваем результаты своего труда. И, знаете, наши усилия не остаются незамеченными.

– Вы сейчас о победе в конкурсе грантов Губернатора Алтайского края?

– И об этом тоже. В 2016 году наша заявка действительно победила в конкурсе Губернаторских грантов в сфере культуры с проектом «Рубцовский театр – малым городам Алтая». Проект был задуман в целях воспитания подрастающего поколения с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное искусство. В рамках реализации гранта был показан 21 спектакль в дошкольных и школьных учреждениях 11 районных центров Алтая (Поспелиха, Краснощеково, Новичиха, Бор-Форпост, Курья, Староалейское, Угловское, Волчиха, Новоегорьевское, Шипуново, Усть-Таловка). И в текущем году театр уже подал заявку на конкурс грантов Губернатора в сфере культуры, – предлагаем реализовать проект «Театр дарит добро». Надеемся на победу.

– В этой связи, вспомнилось нетленное «Талантам надо помогать…», из советской классики…

– Если быть точным, ставшее крылатым выражение вышло из-под пера советского поэта, переводчика и литературоведа Льва Озерова в 1965 году в четверостишии «К истории». А применительно к Рубцовскому театру… Почему бы и нет?! Многие наши начинания находят реальную поддержку на городском, региональном и даже федеральном уровне. И это нормально! Раз, уж, обратились к цитатам, позволю себе привести недавнее высказывание депутата краевого парламента, заместителя секретаря Алтайского регионального отделения партии «Единая Россия» Виктора Зобнева: «Театр – это место, где человек начинает культурно расти. Нам надо создать людям эту возможность».

– Получается, к сказанному выше можно смело добавить и партийный уровень?

– Думаю, нужно добавить. По официальной информации, в 2017 году в рамках партийных проектов «Единой России» Алтайский край должен получить порядка 43 миллионов рублей на развитие и поддержку учреждений культуры. Проект «Театры малых городов» рассчитан на три года. Алтайский край попал в число пилотных регионов. Средства планируется выделить на два направления: постановочные расходы и укрепление материально-технической базы учреждения культуры.

– Оптимистично, и это радует. Но, это всё внутренняя кухня, необходимый, но скрытый от пытливых зрительских глаз процесс. Что на показ в обозримом будущем? Какие новые встречи и впечатления ждут рубцовчан?

– Впечатления, надеюсь, ждут сильные и разнообразные. Судите сами. Уже в первую неделю марта, в подарок к Международному женскому дню, наших замечательных зрителей мы приглашаем на встречи с народными артистками России Екатериной Шавриной, Жанной Бичевской и Еленой Яковлевой. А завершит этот невероятный калейдоскоп творческих событий выступление артистов театра оперетты их Санкт-Петербурга. Подчеркну, всё в рамках одной недели!

– Рубцовчанам осталось лишь дождаться старта этого культурного марафона. Пользуясь случаем, от имени всех любителей театрального искусства, хочется пожелать вам и вашему замечательному коллективу дальнейших успехов, стабильности и благополучия.

– Спасибо. И мы нашим зрителям неизменно желаем всяческих благ, и дарим своё творчество искренне и с любовью. По-другому не умеем. Может быть, поэтому у нас, если не всё, то очень многое получается.

Беседу вёл Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2017 г.)

 

 

СОВСЕМ НЕ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

 

«После смерти все животные ангелами становятся.

Даже крокодилы. А люди – не все»*.

 

 

Когда в последний раз вы думали НЕ о себе? Нет-нет, не торопитесь с ответом. Вам же не обязательно это делать. Тем более – думать… Хотя, ещё в 17-ом веке философ Рене Декарт доходчиво сформулировал: «Я мыслю, следовательно, существую». Согласитесь, ёмкий и достаточно сильный аргумент в пользу того, что думать надо. Особенно, занимаясь делами. И, совсем уж, обязательно, – когда берётесь решать за других, как им следует жить. Или умереть…

История, которую артисты Рубцовского драматического театра рассказали со сцены 31 мая – в день закрытия 79-го театрального сезона, – достаточно необычна. Спектакль «Очень простая история» – тот случай, когда место действия и персонажи незамысловаты и узнаваемы с первого взгляда. А вот что получается, когда эти персонажи начинают совершать поступки – каждый по своему разумению, в конечном итоге, и формирует основную идею представленной драмы.

Место действия – большой сарай с лестницей на сеновал. Основных героев всего 10: поровну от человеческой братии и животного царства. Каждый занят своим делом, и мыслит по-своему. Да-да, здесь нет оговорки. Они ВСЕ думают!

«Хозяин (Псу): – Пошёл, пошёл, Крепыш, что под ногами путаешься...

(Хозяин выходит.)

Пёс: – Видите, он меня по имени назвал!

Корова: – У нас самый красивый хозяин.

Свинья: – И самый добрый.

Корова: – И хозяйка самая хорошая».

Представители фауны в этом спектакле, вообще думают, говорят и действуют разумно и человечно. А вот люди – далеко не все, и не всегда. Впрочем, обо всём по порядку.

Как живут? Хозяин горбатится на работах с утра до вечера, Хозяйка, хлопочет по дому, сосед пьёт горькую, а молодые влюблены и встречаются. Как результат пылких свиданий – новость: Даша сообщает Лёше, что беременна. Он хочет жениться, но её отец категорически против этого и готов силой везти дочь в город – делать аборт:

«Да пойми ты, дура, если будешь с животом ходить, придётся тебя за этого голодранца выдавать. За что же мне позор такой, получается?! Я весь век на него да на его папашу спину гнул? Так что ли получается? …Как сказал, так и будет! Мне от его семени байстрюков не надо!»

Сериал, да и только. Но… В мыльных операх свиньи не мечтают о крыльях, корова не рассуждает о машине «…она не разговаривает, только воняет... и трещит. Она, как ведро или корыто. Без души», а лошади не впадают в крайнюю степень альтруизма – готовность пожертвовать чем-то своим для счастья другого. Да, что там «чем-то»? Жизнью! Как вам такой поворот сюжета?

Между тем «самый добрый» Хозяин режет наивную Свинью, чтоб свезти мясо на рынок. Проза жизни. Он-то с самого начала знал, зачем её кормит. Но знала ли об уготованной ей участи хавронья – большой вопрос. И уж точно не знала, что после смерти станет ангелом, и обретёт, наконец-то, вожделенные крылья! Поистине, неисповедимы пути господни…

 

«– Я видел, как котят топили.

– Кто топил, кошки?

– Нет. Люди.

– То-то и оно».

 

 

Пересказывать содержание пьесы занятие бессмысленное. Поэтому обратимся к открытому и потаённому смыслам этой незаурядной постановки: каждый человек слышит и видит только то, что сам хочет. Можно сколь угодно долго рассуждать о бренности бытия, ссылаясь на то, что так устроен мир. А кто его «так устроил»? И кто сказал, что целый мир должен вертеться исключительно вокруг нас? Мы же и сказали. Сами – себе. И поверили, что это правда.

Автор пьесы Мария Ладо тонко подметила на примере темы аборта: «Так делают только люди». Оглянитесь вокруг, что ещё люди делают «так»? Мы берём от жизни только то, что необходимо, или то, что нам нужно? А ведь между этими понятиями – пропасть. Взять хотя бы наивный диалог хозяйской живности:

«– Люди странные очень. Им нужно много разных вещей. Особенно меня всегда удивляло, что они покупают то, что у них уже есть.

– Как это?

– Например, одежду. Ведь она уже есть. Зачем ещё? Не понимаю…»

Ничего не напоминает? Или вот ещё:

«– С другой стороны, людям есть надо что-то, вот они нас и едят. Одежду, обувь из нас делают. Их даже пожалеть нужно, они слабее.

– Да, это правда.

– Какой кошмар...

– Жизнь».

Среди человеческих персонажей драмы особняком стоит (а иногда и лежит) одна из ключевых фигур пьесы – Сосед. Волею обстоятельств – запойный пьяница, слабый, безвольный, жалкий и… тоже наивный. Поверил в рассказы о том, что когда на Земле кто-то умирает, обязательно кто-то рождается, и умерший становится его ангелом-хранителем. Что может быть прекрасней перспективы стать таким ангелом для родных внуков?! Правда, сначала нужно умереть…

 

«Летать, конечно, приятно, но жить лучше.

Намного лучше, даже в этом сарае».

 

 

Концовка у спектакля, тем не менее, жизнеутверждающая. Что, несомненно, радует. Любому, даже в беспросветной безнадёге хочется верить в лучшее, хорошее, светлое. Так что, закономерный хеппи-энд пришёлся кстати. И, значит, самое время вспомнить о тех, кто подарил нам эту поучительную историю.

Задумчивая Корова Зорька – Виктория Зяблицкая, жертвенная Лошадь Сестричка – Лидия Ставицкая, очаровательную Свинью сыграла Ольга Синеокая, за пса Крепыша лаял и рычал Сергей Волобуев, а Петухом-полиглотом выхаживал Юрий Бурулько. Далее – строгий Хозяин Игорь Кузнецов, хлопотливая Хозяйка Татьяна Фоменко, Даша, дочь хозяина и хозяйки – Ольга Ширяева, Сосед – Павел Фролов и Алексей, сын соседа – Евгений Сокольский. И ещё, в самой первой сцене – прологе – на сцене появляется маленький Ангел. Это начинающая актриса Лиза Ляшевская. Художник-постановщик спектакля – Виталий Болгов. Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель культуры России Станислав Спивак. А также осветители, реквизиторы, звукорежиссёры и все-все замечательные работники Рубцовского драматического театра.

Вам зал аплодирует стоя. Премьера удалась!

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

* здесь и далее по тексту цитаты из пьесы Марии Ладо «Очень простая история».

"Местное время"

(Рубцовск, 2017 г.)

 

 

ПОЦЕЛУИ В ТРИ-ДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ

 

Царица – дочери:

– Сама дурочка. Замуж за Ивана-дурака собралась… Какое-то царство у нас дурацкое получается!

 

Новый спектакль для детей «Кто принцессу поцелует?».

 

Рубцовский драматический театр (РДТ) порадовал юных любителей театрального искусства очередной яркой премьерой. Уже в самом названии спектакля – «Кто принцессу поцелует?» – прячутся загадка и интрига: действительно, кто? По житейской логике, должен быть принц. Желательно – на белом коне. Но в том-то и дело, что сказка – это чудеса! А у них своя логика, нашему пониманию недоступная.

С самого начала, и на протяжении всего спектакля ребятня искренне сопереживала происходящему на сцене. Зал то взрывался дружным хохотом, то активно советовал персонажам, как поступить в той или иной ситуации. Всем было весело и интересно. Создателям удалось сбалансировать постановку так, что в результате спектакль получился очень музыкальным, динамичным и современным.

Да-да, именно – современным. Пусть сказка, три-девятое царство, Змей Горыныч… Однако, истинные человеческие ценности во все времена остаются неизменны. Что артисты РДТ, во главе с режиссёром-постановщиком, заслуженным деятелем культуры Станиславом Спиваком, с блеском и продемонстрировали. С песнями, танцами, шутками-прибаутками юным зрителям, играючи, объяснили базовые духовные и моральные принципы: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе; ничто не происходит ниоткуда и не исчезает в никуда; счастье – не манна небесная, его нужно заслужить. А ещё – что «без труда не выловишь рыбку из пруда». Прописные истины, скажете вы, и будете правы. Вот только все ли родители своим чадам сумели это доходчиво объяснить, показать на собственном примере? Вопрос, пожалуй, риторический. А новая постановка – свершившийся факт. Сходите с детьми на спектакль, не пожалеете!

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2016 г.)

 

 

ТЕАТР ЖДЁТ ГОСТЕЙ

В Рубцовском драматическом театре (РДТ) на открытии 78-го театрального сезона зрителям показали музыкальный спектакль «Моя жена лгунья». Почти сразу – менее, чем через месяц, – ещё подарки рубцовским зрителям – спектакль «Мамуля» для взрослой аудитории и постановка «Новая сказка – на старый лад» – для детей. Сейчас коллектив учреждения культуры готовит программу для проведения новогодних и Рождественских праздников…

О том, чего уже удалось достичь и к каким горизонтам предстоит стремиться служителям Мельпомены в обозримом будущем, рассказал директор театра, заслуженный работник культуры России Станислав СПИВАК.

 

 

– Станислав Фёдорович, сезон открыт, премьеры показаны, заслуженные аплодисменты отзвучали. Можно перевести дух, сбросив с плеч груз ответственности за подготовку к старту нового театрального марафона?

– Да, почивать на лаврах, как-то, не приходится. Это как разбить шампанское о борт океанского лайнера и тут же лечь в дрейф. Далеко мы так уплывём?

– Согласен, вопрос требует корректировки. Что было, что есть и что требует воплощения в Рубцовском драматическом театре в 78-м театральном сезоне?

– Была, есть и будет – работа. Творческая – в постановке новых спектаклей, и не очень – по хозяйственной части… Хотя, решение иных организационных вопросов как раз требует, очень даже, творческого подхода к делу. Но это – к слову. А так, у нас идёт непрерывный репетиционный процесс, результатом которого и являются новые спектакли – обязательно пять премьер за сезон.

– Создать пять новых постановок за сезон, отыграть за это время порядка 280 спектаклей для почти 40 тысяч зрителей… Статистика впечатляет! В чём секрет поразительной творческой плодовитости у небольшого, по сути, коллектива театра?

– На мой взгляд, в достижении цели обязательны две составляющие: нужно ХОТЕТЬ и ДЕЛАТЬ. Потому что, если заниматься чем-то без желания, или хотеть чего-то, но ничего не предпринимать – выйдет пшик. Вот, например, наш авторский проект «Рубцовский театр – малым городам Алтая» – настоящий эксклюзив. Мы едем в окрестные населённые пункты, играем спектакли для людей, которые театральные постановки десятки лет не видели. Реакцию зрительного зала описать невозможно! Это нужно видеть и чувствовать! Получается «хотим» и «делаем». Так в регионе больше никто не работает!

– В рамках майского «Парада премьер» Рубцовский драматический театр познакомил барнаульцев со спектаклем «Очередь» по пьесе Александра Марданя. И в этой связи, позволю себе процитировать журнал «Культура Алтая»: «Режиссёр-постановщик – заслуженный работник культуры России Станислав Спивак – попытался переосмыслить драматургический материал, «дотянув» пьесу от авторской «пессимистической комедии» до уровня философской притчи». Вашу театральную работу оценили по достоинству?

– Ну, не мне об этом судить: зрителю – в зале. А взвешенные отзывы коллег по профессиональному сообществу обязывают соответствовать требованиям современного драматического театра.

– Про новые спектакли, пожалуйста, поподробнее. Всем, ведь, о них интересно узнать…

– Уже увидел свет спектакль для юных зрителей «Новая сказка – на старый лад». Теперь мы готовим новогодний спектакль «Волшебный посох» – с плавным переходом зрителей в фойе к новогодней ёлочке, с играми и аттракционами. О взрослой аудитории, конечно, не забыли – выпустили капитально восстановленный спектакль «Мамуля». И в планах на традиционное закрытие сезона – снова премьера. Но, об этом пока рановато говорить, пусть сохранится какая-то интрига.

– И ещё про один важный момент не могу не спросить. Как продвигаются дела с капитальным ремонтом здания театра по Губернаторской программе «80х80»?

– В данный момент проектно-сметная документация прошла экспертизу. И получила положительное экспертное заключение. Теперь, надеюсь, движение в этом направлении обретёт более ощутимую динамику. Потому что, важно всё: для кого ты играешь, что ты показываешь, и где всё это происходит. Тут нет мелочей и второстепенных деталей. Вообще, театр – как живой организм. И если он со всех сторон в порядке, чувство одухотворённости и вдохновение приходят гораздо чаще.

– Накануне новогодних торжеств, что бы вам хотелось пожелать рубцовчанам?

– Достатка и благополучия в семьях, душевного равновесия и удачи в делах. Всех ждём в гости. Двери нашего театра для зрителей всегда открыты.

Беседу вёл Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время"

(Рубцовск, 2016 г.)

 

 

ЗА ЧЕМ СТОИМ?

 

В рамках майского «Парада премьер» Рубцовский драматический театр познакомил барнаульцев со спектаклем «Очередь» по пьесе Александра Марданя. Драматург он титулованный, успешно ставящийся в России и за рубежом, известный  своими социальными фарсами. И «Очередь» –   из их числа. Однако  режиссёр-постановщик –  заслуженный работник культуры России Станислав Спивак –  попытался переосмыслить драматургический материал, «дотянув» пьесу от авторской «пессимистической комедии» до уровня философской притчи.

Задача интересная и очень непростая, тем более, что Дмитрий Богомазов в Киевском Академическом театре драмы и комедии уже делал постановку «Очереди», решённую в стиле трэш и отмеченную престижными призами.

Тем не менее, режиссёр «с порога» успешно ошеломляет публику, заставляет её недоумевать, создавая эффект эстетического шока и первоначального неприятия. И этот приём отлично работает, сбивая зрительскую спесь и разрушая стереотипы смотрения.

 Пластика актёров, суховатая, будто деревянная, крайне лаконичная сценография, скупой или прямо бьющий свет – всё создаёт ощущение отторгнутости.  Таков вход в очерченный сценой замкнутый мирок, где всё вывернуто, смещено: медсестра своим обликом и поведением неотличима от жрицы любви, бизнесвумен – от бандерши, а правоохранитель с налоговым инспектором один в один напоминают бандитов.

Когда Понтий Пилат умывает руки, Христа ожидает Голгофа. Даже если действие происходит в наши дни. Даже если Понтий Пилат  всего лишь изображён на китчевом плакате о гигиене, а руки умывает над пластиковым тазиком.

Вместо Бога теперь – тот, кто «Лечит от всех болезней». Как и Пилат,  тоже обитающий на плакате.

На сцене – чёрное пространство, обозначенное рядом чёрных стульев да двумя упомянутыми рекламными объектами. Группка людей в чёрном ожидает доктора по имени Анатолий Михайлович. И то, как посетители ожидают доктора, составляет содержание действия – иногда кажущегося затянутым. Не на чем отдохнуть зрительскому глазу и уху:  рисунок ролей крайне сдержан и скуп. До такой степени, что многочисленные шутки и каламбуры, составляющие текст пьесы,  актёрами при произнесении не звучат, словно «съедаются».

«- Из вены?   (кровь)

 - Из Парижа».

 

 

Режиссёр намеренно вычищает из спектакля всё, что может помешать выйти к широкому обобщению.

А люди в чёрном ещё будут прибывать – и страждущие, и «деловые»: маклерша,  дамы из санэпидстанции,  рекламный агент, торговка выпечкой. У каждого – своя цель: попасть на приём, продать здание возможно большее количество раз, сорвать взятку, реализовать несвежий товар. Потенциальные пациенты тоже не теряют времени, утрясая собственные  дела  – налоговые, земельные или коммуникативные.

Но среди тех, кто в чёрном, есть и личности в белом. Это медсестра Мария и маляр. Первая в отсутствии доктора главенствует «на земле» (непрерывно), второй  – «в воздухе», на «лесах» (очень короткое время).

Вообще, те, кто «на земле», а это все персонажи, за исключением маляра и мужа Марии, говорят странными, манерными, «ненастоящими» голосами. Соответственно, самый странный и одновременно яркий голос у руководительницы – медсестры. Этакая смесь ломливости Ренаты Литвиновой и наглой бесшабашности девчонки из подворотни.

Носители естественных голосов социально устроенным «страждущим» во многом противоположны. Они – бездомные, бездокументные беженцы из Назрани (Назарета, по оговорке одного из персонажей). Тому, кто сейчас малярит, ещё улыбнулась удача: устроился на работу. Даром, что по диплому врач, в прошлом –  завклиникой.

Когда Мария рассказывает, что тот поднял на ноги её безнадёжно искалеченного брата, толпа не дождавшихся чудес срочно обращается к новому источнику надежды.

«- Доктор, взгляните на меня!

 - У меня всё есть, но я так несчастна!

 - У меня болит печень!»

Но обретённый доктор разочаровывает электорат, давая советы прямиком из Библии. Это никому не нужно. Делиться излишками благосостояния отнюдь не входит в планы скучающей дамы, а ограничивать своё питание – в планы джентльмена. И уже через несколько минут страждущие дружно зовут полицию. Предлог имеется. Документов-то нет! Регистрации нет!

Когда врача-маляра уводят, в приёмной появляется Мария – русоволосая, в чёрной одежде. Как личина, сброшены легкомысленная белая униформа и  белый парик. Мы видим живое лицо медсестры, слёзы на её глазах и слышим её новый, естественный, человеческий голос. Он «будит» героев,  и вдруг оказывается – души людей живы. Звучит возвышенный гимн,  Богородица благословляет всех.

Казалось бы: финал. Причём весьма сильный – намного сильнее, чем в пьесе. Всеобщее ликование и катарсис. Но режиссёру удалось обозначить ещё один смысловой слой.  Богородица-то совсем не с иконы. Это бизнесвумен, недавно лебезящая перед судьёй, только что ожесточённо кричащая: »Документов нет!» (сиречь «Распни его!»)

Каким же вдруг чудесным образом «бандерша» преображается, просветляется ликом, облачается в белые одежды – и воспаряет на освободившиеся «леса»? Хотелось бы верить в такое преображение…

В конце концов, это благодаря бизнесвумен над вымороченным пространством и людьми кружится человечная «Ночь коротка…» – пусть в исполнении случайного музыканта, пусть за деньги. И вся разношерстно- похожая компания пускается в странный танец – каждый в одиночку: вальсовый поворот - прыжок на месте. Видимо, как попытка улететь из несовершенного мира. Или подняться над собой.

Да, хотелось бы верить в преображение. Вот только Мария Дэви Христос  (она же – Марина Кривоногова-Цвигун из «Белого братства») тоже любила музыку…

Думайте, люди, думайте…Для этого и ставился спектакль.

Ольга ИСУПОВА,

(Барнаул, 2015 г.)

 

 

 

 

КТО КРАЙНИЙ ЗА ДУШОЙ?

 

ПРОЛОГ

 

– А где я могу найти кого-нибудь нормального?

– Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает.

Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

Люис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

 

По темно синему океану небосвода спешат к далекому горизонту облака. Не облака-барашки из безмятежного детства, а кучевые «волки», повинуясь природному инстинкту, постепенно сбиваясь в беспощадную грозовую стаю. И хотя туч и свинцовых красок на небе еще нет, ощущение будущей бури яростно пронизывает пространство своей неизбежностью. И еще – звучит музыка. Разноголосый хор не поет, не читает молитву. Он ритмично и нервно впечатывает фразы в этот образ грядущего апокалипсиса. Напряжение нарастает с каждым новым аккордом… Вдруг, все обрывается спасительной темнотой и тишиной, оглушительной в немом вопросе: что это было? Всего лишь, предчувствие грозы…

С этой яркой образной сцены начинается спектакль «Очередь» в постановке Рубцовского драматического театра – почти эпическое вступление в скрупулезное исследование тайн человеческой души, чем, по сути, и является новая работа театрального коллектива. Но высокопарный стиль моментально рассеивается с появлением на сцене первого персонажа – медсестры Марии с риторическим для нашей страны вопросом: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Добро пожаловать на грешную землю…

 

В ОЧЕРЕДЬ, МАМИНЫ ДЕТИ!

 

Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна – в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

 

Полная темнота. Появляется луч фонарика. В небольшом холле перед приемной какого-то целителя, он выхватывает из мрака отдельные фрагменты интерьера. Рядом с дверью висит плакат с изображением мужчины и надписью «Лечу от всех болезней». На заднем плане – строительные леса. Чуть дальше – картина с изображением человека в римской тоге, моющего руки. В итоге, перед зрителями постепенно открывается бывшее помещение, закрытой теперь, больницы. Разруха и запустение. Обладатель фонарика поднимается по лесам, чтобы попытаться починить электрощит. Медсестра уже адресовала свой отчаянный вопрос. Ещё секунда – и вспыхивает яркий свет. Человек в белом остается на лесах: выясняется, что здесь он в качестве маляра, и ему нужно докрасить стену. Медсестра готовится к приему пациентов.  Между тем, целитель принимает посетителей последний день…

А вот и первый герой из будущей очереди – налоговый инспектор. То есть, человек при должности, а, значит, с обязательными привилегиями – к целителю по записи. Спустя немного времени, появляется второй персонаж из «списочного состава» – представитель правоохранительных органов. И тоже с амбициями! Дальше – больше. Очередь пополняется бизнесменом, журналисткой, судьей, профессором, артистом, чиновницей с мужем и даже товарищем с востока – очень разношерстная компания. Объединенная, пожалуй, «системными ценностями», точнее – ущербным наличием ценностей человеческих. И еще – этой очередью к модному шарлатану.

 

БЕЙ СВОИХ, ЧТОБ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ

 

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того,

что добрые люди изуродовали его.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 

Красной нитью через спектакль «Очередь» проходит тема морального обнищания личности в обществе потребительского хамства, тотального взяточничества, чинопочитания и чудовищной круговой поруки. И примеров приведено немало. Попался на мошенничестве с недвижимостью – вопрос решит взятка «кому надо» в погонах. А последнего уже «раскулачивает» дама, которую принято изображать с, неуместным в данном контексте, но обязательным атрибутом в руке – весами, и повязкой на глазах. Или, только что туалетом нельзя было пользоваться, в нарушение санитарных норм, а теперь – можно! «Волшебный» конверт с дензнаками снова творит чудеса! В террариуме единомышленников каждый за себя. Унизить, оскорбить, «прогуляться по головам». А что? В этой очереди выживет только сильнейший. Жалко, что не духом…

 

ТОРЖЕСТВО МОМЕНТА

 

– А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.

– А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.

– И.. И что же они там делают? – поинтересовалась девочка,

неминуемо краснея.

– Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются…

Люис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

 

Новую постановку Рубцовского драматического театра можно смело назвать экспериментальной. Динамично меняющиеся сцены, оригинальная хореография, детально отточенный символизм образов и, до боли узнаваемая, картина современной жизни, возведенная в гротеск. Да, у нас запросто может беженец с Кавказа – врач высшей категории – красить стены. А человек, которого вернули «с того света», но сломали при этом ребро, подать в суд на своего спасителя за нанесение тяжких телесных повреждений.

И на этом фоне как-то особенно пронзительно звучат слова безымянного героя: «Не будьте рабами своих желудков. Своих денег, своих вещей… Лишнего у вас много. Столько еды добываете, что на диетах сидите. Столько одежды, что за советом пришли – что вредно носить, а что полезно. У кого только необходимое – тот так не мучается… А у вас много – и еще о большем мечтаете. Хотите, чтобы все, абсолютно все жили честно и правильно. Кроме вас… Чтобы все вокруг жили по десяти заповедям, а вы – по одиннадцатой – «Не попадись». И не надо десяти! Пусть только одна будет – «Не делай другому, чего себе не желаешь». По ней живите…».

– Мы хотели попробовать свои силы в непривычной и для нас, и для наших зрителей эстетике, – раскрывает тайну происхождения спектакля режиссер-постановщик и директор РДТ Станислав Спивак. – Насколько эксперимент удался – судить тем, кто находится в зале…

…Финальная сцена – в панике убегающая за кулисы медсестра с последней своей репликой: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!». Занавес. Зал аплодирует стоя…

Не смотря на глобальность тематики, спектакль смотрится «на одном дыхании». Масса иронии, по-настоящему смешных моментов. Это – пессимистическая комедия. Смех, сквозь слезы. С неубиваемой надеждой на исцеление: а, вдруг, получится?

Андрей АЛЕШКЕВИЧ

"Местное время" (Рубцовск, 2014)

 

 

Рубцовский драматический театр

ПРИНИМАЕТ ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ

НОВОГОДНИХ УТРЕННИКОВ.

Справочная информация по телефонам:

5-90-14 (касса); 5-90-02; 8-913-026-71-58 (администратор)

 


 
подробнее