Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Рубцовский драматический театр"

Как рождается спектакль

Накануне 85-летия Рубцовского драматического театра  открываем рубрику «С чего начинается спектакль?». Здесь мы расскажем дорогой читатель и любитель драматического театра о том, кто участвует в рождении спектакля  и как это происходит.  Приоткроем завесу тайны создания  спектакля . Процесс этот  сложный, поэтапный и, конечно, творческий. В нем задействованы все специалисты  Рубцовского драматического театра. Итак,  как рождается и с чего начинается  спектакль?

 

-С прочтения  текста сценария, распределения ролей,  репетиций, работы над ролью актеров, музыкального, светового  оформления,  изготовления декораций и, конечно,  театральных костюмов, - скажите вы.

Все правильно. Одновременно в работу над каждым спектаклем включаются  не только режиссер и актеры, но и  художники, декораторы, а также те, кто  создает  костюм для актера с нуля. Первоначально художник  рисует эскизы. А как они появляются?

- От идеи, заложенной в пьесе, от  режиссерского замысла, характеров персонажей.  Эскиз подсказывает манеру ношения одежды, походку, движение рук, манеру их держать и даже постановку  головы.  Театральный  костюм является составляющей частью сценического образа. Костюм актеру помогает перевоплотиться в роль, он является средством художественного воздействия  на зрителя. Удачный костюм дает ключ актеру к пониманию роли, к раскрытию качеств персонажа. Характер героя зрители тоже  определяют по внешнему виду, деталям одежды.  Костюм выражает   образ героя, например, его доброту или  зло, - говорит  директор Рубцовского драматического театра Станислав Спивак.

Главное, чтобы костюмчик сидел. Такую фразу,  ставшей крылатой, пожалуй, можно адресовать  и к актерам Рубцовского драматического театра. К каждому спектаклю  подбираются и изготовляются новые  костюмы.  Занимается этим  процессом заведующая  костюмерной Светлана Сковпень:   

 - Чтобы понять, какую одежду подготовить на актеров, надо прежде всего прочитать пьесу, понять, какое время изображено, как одевались в тот период и сделать эскизы, - говорит Светлана.

Разрабатываются костюмы индивидуально с учетом образа героя, его характера, времени изображения. Труд этот кропотливый и творческий. Костюм для актера  очень важен.

-Костюм помогает актеру  вжиться в роль. Мне  всегда интересно наблюдать, как мои коллеги меняются, когда облачаются  в одежду того или иного персонажа. Они начинают  менять походку, по другому говорить. И вообще  перевоплощаются  еще задолго до выхода на сцену. Это так здорово, - говорит актриса Татьяна Фоменко.

Костюм – отдельная  составляющая подготовки спектакля.

- После спектакля зрители стремятся поделиться своим впечатлением от увиденного на сцене. Их восхищает  не только  игра актеров,  декорации, интересный многослойный сюжет пьесы, но и конечно, костюмы.   Все это в совокупности   является  одним из факторов успешности спектакля, - говорит заслуженный работник культуры, директор Рубцовского драматического театра  Станислав Спивак.   

 Актер должен привыкнуть к костюму, вжиться в него. Вот почему  репетиции в костюмах   отличаются  от тех, когда актер  без костюма.

-Я вхожу в роль с того момента, когда  облачаюсь в одежду персонажа. Даже твое внутреннее состояние меняется, - добавляет актер Сергей Волобуев.

После принятого эскиза приступают к подбору тканей, затем  изготовлению. Утверждают костюмы  на  художественном совете.  Тут делают замечания, вносят предложения  и таким образом доводят костюмы до совершенства.  Вот и в этот раз на сцене  актеры, облачившиеся в одежды героев из  премьерной пьесы «О Мертвой и Живой воде сказ».

- От костюма многое зависит.  Народная мудрость гласит, что   человека встречают по одежке, так и актера, игравшего того или иного персонажа, тоже  оценивают по внешнему виду. Одежда должна подчеркнуть, какой  перед нами персонаж- добрый или злой, получается, какой костюм, такой  и герой, - говорит Светлана Сковпень.

На  процедуре смотра  костюмов она всегда рядом с режиссером и директором театра Станиславом Спиваком.

Актера они рассматривают что называется с головы до ног. Обращают внимание на мелкие детали, например, как у Орла завязан шарф, какого цвета  юбка у Ганны, какие тапочки у Яны.  Подчеркнет ли  платье   стройный стан Найдены? Но костюм – это не только одежда. Это и грим, прическа, обувь, аксессуары, украшения. Вот почему  дополнением к образу князя Всеслава  станет  ярко красный большой перстень, символизирующий достаток и статность героя. Распущенные роскошные волосы молодой красавицы  решено  спрятать в русскую косу, чтобы подчеркнуть принятый образ русской девушки того времени. Костюм помогает  воплотить творческий замысел режиссера, а значит сделать спектакль интересным, ярким и запоминающимся.