Благодаря Федеральной программе «Театры малых городов» у драматических театров Бийска и Рубцовска есть возможность ставить пьесы с приглашенными режиссерами. На сцене Рубцовского драматического театра было поставлено несколько спектаклей. Такой опыт показал, что это очень важно для творческой составляющей артистов. По мнению директора Рубцовского драматического театра, Заслуженного работника РФ Станислава Спивака, артисты могут почувствовать разную режиссерскую руку. Такая возможность у Рубцовского драматического театра появилась вновь. Рубцовские зрители скоро увидят спектакль «Дядя Ваня» по Чехову. Ставит его приглашенный известный режиссер Константин Яковлев. Он служил главным режиссером Алтайского государственного музыкального театра, где поставил более 80 спектаклей известных отечественных и зарубежных авторов. В 2020 году его мюзикл «Капитанская дочка» был номинирован сразу в 10 номинациях, в том числе за работу режиссера, на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Сейчас работает главным режиссером сразу в двух театрах: Пермском театре юного зрителя и Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус». Теперь он приехал в Рубцовский драматический театр, чтобы осуществить постановку спектакля «Дядя Ваня». Работа над спектаклем уже началась. Об этом беседуем с талантливым режиссером Константином Яковлевым.
– Константин Александрович, Вы уже не в первый раз сотрудничаете с Рубцовским драматическим театром?
– Это второй спектакль, который я буду ставить в Рубцовском драматическом театре. Два года назад я ставил здесь водевиль «Дамский портной». Сейчас будем работать над классикой. Это другое. Чехова я буду ставить впервые. Островского ставил, аЧехова нет, теперь будем ставить. Я очень рад, что Станислав Федорович пригласил меня в качестве режиссера. Все, что мне дает жизнь, я беру и включаюсь в творческий процесс с огромной радостью. Мне дорог ваш театр. Я знаком с труппой. В настоящее время распределены роли, и мы приступили к читке пьесы «Дядя Ваня».
– Играть Чехова – это большая ответственность?
– Конечно, первоначально у актеров коленки дрожат, когда держат сценарий пьесы Чехова, потому что зона ответственности очень большая. Ведь они понимают, что эту пьесу играли известные актеры и как теперь играть ее им? Есть опасениесыграть хуже, чем другие известные актеры в других театрах. Я их успокаиваю и говорю, что мы ставим свой спектакль, непохожий на другие. И в этом его уникальность.
– Это будет настоящий Чехов, без осовременивания, как это сейчас делают многие режиссеры?
– Да. Это будет настоящий Чехов в классической интерпретации. Считаю, что улучшать классику – только портить. Поэтому я придерживаюсь такого мнения. «Дядя Ваня» – это моя любимая пьеса и, по моему мнению, самая удачная у Чехова. Очень хорошо, что театры возвращаются к классике. Не каждый театр решается на постановку классики. Приходит осознание того, что в этих пьесах скрыт глубокий смысл. Они актуальны и сегодня. И поэтому не должны оставаться за бортом. А что касается Чехова, то он является исследователем душ русского человека. В своих произведениях он пишет об одиночестве, о любви, о жизни. Все проблемы человека хорошо известны. Человек остается перед жизненной стихией. Люди сейчас одиноки. Убери у них гаджеты, телефоны, и они остаются одни.
– Несмотря на талант Чехова, не будет ли современному человеку скучно? Не уйдет ли зритель со спектакля в подавленном настроении?
– Отнюдь нет. На сцене будут кипеть страсти, да еще какие! К тому же, в пьесу ввел двух Героев – счастливых крестьян, которые будут следить за происходящим в имении на всем протяжении спектакля. Они вносят живую струю позитива. Так что с «Дядей Ваней» скучно не будет. Даже элементы легкой иронии присутствуют.
– Какие темы поднимает Чехов в «Дяде Ване»?
– Это спектакль прежде всего о том, что надо менять в первую очередь себя внутри. Ободиночестве и любви. Надо осознавать, что жизнь не будет устлана лепестками роз.Жизнь – это стихия, в которой надо выжить. Нельзя воспитывать человека в тепличных условиях. Он спасибо за это не скажет.
– А каким будет финал?
– Позитивным. Важен монолог Сони в конце спектакля. Она говорит про жизнь.
– По какому принципу ведется разработка декораций?
– В спектакле условно все: сценография, костюмы, пространство. Я не собираюсь ставить пыльный музейный спектакль. Костюмы будут отражать характеры героев, их настроение. Цветовая гамма будет совпадать с настроением героев, их внутренним эмоциональным состоянием, я бы сказал, они будут подчеркивать внутренние переживания персонажей родового гнезда. Мы с художником из Санкт-Петербурга Надеждой Осиповой работаем в этом направлении. Сценография условная, но атмосферная. Ее трансформация будет происходить за счет цвета: то холоднее, то теплее. Сценография – это отражение воздуха, и в ней заложена идея родового гнезда. Как только Серебряков приезжает, гнездо разрушается. Няня пытается свить это гнездышко, чтобы каждому птенцу в нем было хорошо. Важно, чтобы гнездо не разрушалось. Ведь вокруг него стихия природы.
– Будет ли музыкальное обрамление спектакля?
– Музыка в спектакле играет большую роль. Музыкальное оформление выражено в оркестровых темах, будут звучать фортепиано и скрипка. Именно эти инструменты соответствуют атмосфере спектакля. Помогают ее усилить. Передать эмоции артистов. Будем брать классическую музыку. Я, например, в Островском использовал Моцарта. Она гармонично совпала с текстом Островского.
– Роли распределены. Сколько будет составов?
– Роли распределили. Войницкого Ивана Петровича играет артист драмы Сергей Волобуев. Отставного профессора Александра Серебрякова – артист драмы Павел Фролов, врача Михаила Астрова – артист драмы Иван Ланговой, роль обедневшего помещика Илью Телегина исполняет заслуженный артист республики Марий Эл Игорь Кузнецов. Будут задействованы в спектакле в нескольких составах и все артистки театра. Жену Серебрякова Елену Андреевну играют Екатерина Ильичева и Инна Полевина, дочь от первого брака Серебрякова Софью играет Анастасия Томилова. Вдову тайного советника, мать первой жены профессора Серебрякова играют три артистки: Ольга Синеокая, Виктория Зяблицкая и Галина Ростовцева. А роль старой няни – Марины исполняют артистки драмы Татьяна Фоменко и Лидия Ставицкая.
– Каков Ваш стиль как режиссера в работе с артистами?
– Я держу жесткий рисунок спектакля. Текст несложный, почти разговорный. Картинка здесь статичная. Весь период на уровне читки разбираем все подробно. Конструкцию спектакля нельзя разрушать. Это не мой стиль. Все должно быть в тех рамках, в каких задуман спектакль.
– Когда зрители увидят спектакль?
– Уже скоро. Премьера состоится на открытии 86-го театрального сезона 12 октября в 19.00.
31 мая Рубцовский драматический театр закрыл 86 театральный сезон премьерой спектакля, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островский
подробнее
Зрители не могут не проникнуться симпатией к главной героине в исполнении Таисии Введенской – успешной в карьере и безрассудно влюблённой в своего начальника. Это происходит с первых минут спектакля.
подробнее