Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Рубцовский драматический театр"

История театра


В ИНТЕРЬЕРАХ ВРЕМЕНИ

 

 

В ноябре 2017 года муниципальное бюджетное учреждение культуры «Рубцовский драматический театр» отметило своё 80-летие.

История рубцовского профессионального театра началась в 1937 году, когда жители Рубцовска обратились к руководству Алтайского края с просьбой об открытии в городе театра. В результате было принято решение – перевести труппу Бийского колхозно-совхозного передвижного театра в Рубцовск.

Для организации работы театру было предложено здание, построенное по проекту, утвержденному Президиумом Рубцовского Окружного исполкома. В связи с празднованием годовщины Октябрьской революции, клубу, для которого предназначалось построенное здание, было дано название – «12 лет Октября».

В здании располагались кинотеатр, драматический кружок, радиостанция, проводились собрания и смотры художественной самодеятельности. На сегодняшний день здание принадлежит Рубцовскому драматическому театру и имеет статус объекта культурного наследия (памятник архитектуры и истории) регионального значения.

В 1937 году жители Рубцовска обратились к руководству Алтайского края с просьбой об открытии в городе театра. В результате было принято решение – создать на базе существующего Бийского  колхозно-совхозного передвижного театра стационарный Рубцовский драматический театр.

Первый спектакль, поставленный в Рубцовском драматическом театре, назывался «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Далее последовал спектакль «Овечий источник» по пьесе Лопе де Вега. Поставил его первый директор и режиссер театра Д. Котевич.

Как пишет в своей работе «Мельпомена в Рубцовске» главный специалист по научной деятельности краеведческого музея М. Кагикина, в те годы клуб был центром культурной жизни города. Здесь шли кинофильмы и концерты, проводились собрания и конференции. Сейчас трудно представить себе те условия, в которых рождались спектакли молодого театра. Единственное производственное помещение – под сценой. Здесь находились костюмеры и реквизиторы, парикмахеры и бутафоры, здесь же располагалась единственная гримировочная комната, вернее – угол для актеров. Сцена для репетиций была свободна преимущественно в утреннее и ночное время. О механике сцены даже не мечтали.

А спектакли рождались. Они были нужны людям, и в театре это понимали все – от режиссера и актера до рабочего сцены, а поэтому преодолевали все трудности ради тех часов, когда погаснет свет в зале, зажгутся огни рампы, и сотни зрителей, затаив дыхание, уйдут вместе с актерами в светлый и радостный мир. Теплый прием зрителей был лучшей наградой за тяжелый труд: он давал силы, помогал творить.

Но занавес открывался не только на сцене клуба «12 лет Октября». Спектакли игрались в самых отдаленных районах Алтайского края и за его пределами. Целые месяцы подряд театр жил, что называется, "на колесах". Это были не только колеса грузовой полуторки, автобуса или вагона поезда. Часто это были колеса телеги, запряженной лошадьми, а зимой – полозья розвальней. Спектакли шли на тесных сценах сельских клубов, на открытых площадках колхозных дворов, на полевых станах, на заводах, в школах.

Благодарностью зрителей искупалась и тряска на бесконечных проселочных дорогах и ночевки, подчас, где придется. В пути работа актеров продолжалась, готовились новые пьесы.

Великая Отечественная война – памятная страница в истории театра. 22-го июня в одном из алтайских сел шла подготовка к началу спектакля на открытой площадке. Но занавес тогда так и не открылся, так как началась война. Труппа срочно вернулась в Рубцовск, который уже был отмечен печатью военного времени. Часть актеров ушла на фронт. Среди них – Нина Григорьева, молодая способная актриса, вместе с мужем, актером В.Марковым (не вернулись, погибли).

Рубцовский театр встал на фронтовую вахту. Нужны были спектакли, зажигающие сердца верой в грядущую победу, наполняющие души людей стойкостью и мужеством. Театр ставит спектакли: "Овод" по роману Этель Войнич, пьесы К. Симонова "Русские люди" и Л. Леонова "Нашествие". На каждом спектакле в антрактах объявлялись сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и часто выпускники пехотного училища или выздоравливающие в госпиталях сразу же после просмотра спектакля строем отправлялись на вокзал и уезжали на фронт.

Геннадий Кочетков в книге "Антракта не будет" так описывает впечатления о Рубцовске зимы 1942 года: "Вспоминая степной, мало кому ведомый в те годы городишко, я, прежде всего, словно бы ощущаю озноб и вижу костры – немилосердной была зима, лютовали морозы. А за городом, в степи, днем и ночью, горели костры, громадные, дымные, негасимые. Под открытым небом, промерзшим до седин, шумели станки, лязгал металл. У станков в полушубках и ватниках военного образца стояли рабочие бывшего Харьковского, а теперь заново рождающегося в Алтайской степи машиностроительного завода, и они были похожи на солдат.

Вечером рабочие приходили в театр. Запахнув поплотнее полушубки, они смотрели сквозь морозный, выдыхаемый десятками ртов туманец на сцену. На ней тоже солдаты: шла пьеса Корнейчука "Фронт"…

Нельзя не вспомнить тех, кто стоял у истоков театра: Д. М. Котевич – первый директор и режиссёр, режиссёры Б. А. Вахрушев, В. М. Володин, Г. М. Юрьев, Г. А. Немирович-Данченко. К слову, вопреки легенде, бытующей в театре, тщательно поддерживаемой и охраняемой им самим, Глеб Александрович не был потомком знаменитого В. И. Немировича-Данченко, одного из основателей Московского Художественного театра. Заслуженный артист Республики Хакассии и РФ В.Ф. Шлык, начавший свой творческий путь в Рубцовском драматическом театре в 1969 году, вспоминал: «Пожилые актеры мне робко говорили, что у Глеба Александровича была только одна фамилия, кажется, Немирович, а потом он добавил к ней фамилию своей жены – Данченко. Насколько это достоверно, выяснить мне не удалось, уж очень мало оставалось тогда свидетелей прошлого».

А какие здесь артисты служили! Н. А. Гольмгрен (основная героиня), Д. К. Сухачев (герой-любовник), Ф. Ф. Версальский (характерный комик), Л. С. Державин (режиссер и актер), А. Г. Пиотровский, С. Э. Перкович, А. А. Комарова, Л. Л. Лидина, Ф. В. Морозов, М. А. Рассохин, П. М. Калинина, Б. И. Мизюкин, Е. Ершов.

 В военные годы театр, помимо работы на стационарной площадке, вёл активную гастрольную деятельность. Он побывал практически во всех районах Алтайского края. В те далекие и суровые годы театральное искусство помогало людям жить, выстоять, не сломиться.

В годы Великой Отечественной войны, учитывая рост населения, связанный с эвакуацией промышленных предприятий из европейской части страны, городской Совет обратился с просьбой в краевой отдел искусств, о переименовании Алтайского (Бийского) колхозно-совхозного передвижного театра в Рубцовский драматический театр. Пожелания народных избранников были учтены, и в 1943 году решением СНК РСФСР хозрасчетный коллектив был переведен в государственную сеть театров и переименован в Рубцовский городской драматический театр.

 

 

И в послевоенные годы театр всегда был на передовых рубежах, ставя лучшие пьесы русской  и советской драматургии. А. Н. Островский – «Светит да не греет», «Свои люди – сочтёмся», А. Н. Толстой – «Власть тьмы», М. Горький – «Последние», Н. Погодин – «Кремлевские куранты», К. Симонов – «Русские люди», Ю. Герман – «Дело, которому ты служишь». К 40-летию театра и 50-летию города Рубцовска М. Варфоломеевым была специально написана пьеса  и поставлен спектакль «Сказ о городе Рубцовске».

 

 

В 60-е годы труппа драматического театра пополнилась яркими именами известных в Рубцовске актрис: Аллы Константиновны Бородиной и Галины Арсеньевны Желоболовой. Галина Арсеньевна приехала в Рубцовск в 1965 году, до этого работала в Красноярской оперетте, солисткой Винницкой филармонии.  Алла Константиновна служила в Рубцовском театре с 1967 года – приехала из Сарапульского драматического театра Удмуртской АССР. Заслуженная артистка России.

Большой вклад в становление Рубцовского драматического театра в разные годы внесли такие неравнодушные и творческие люди: Заслуженный артист России Юрий Серёгин, Заслуженный артист Белоруссии Юрий Агеев, артисты Лилия Шумакова, Петр Авсянников, и другие.

 

 

И сегодня в театре служат не менее талантливые и востребованные наши современники: Татьяна Фоменко, Лидия Ставицкая, Ольга Синеокая, Заслуженный артист Казахской ССР Евгений Мельников, Заслуженный артист Республики Марий Эл Игорь Кузнецов, Виктория Зяблицкая, Сергей Волобуев и ещё целый ряд замечательных артистов.

С 1987 года по сегодняшний день бессменным директором и художественным руководителем Рубцовского драматического театра является Заслуженный работник культуры России Станислав Федорович Спивак. Выпускник Кемеровского института культуры и искусств по специальности «Режиссура театра». В качестве режиссёра поставил более 150 спектаклей.

Неоднократно награждался грамотами и дипломами управления культуры Алтайского края, Петербургской академии наук и  искусств, по итогам 2010 года внесён в энциклопедию «Лучшие люди России» (удостоверение № 1238), награждён благодарностью министра культуры Российской Федерации (2010 г.), Алтайским краевым отделением СТД Российской Федерации, награждён дипломом за четверть века служения театру (2012-2013 гг.). Лауреат премии администрации муниципального образования «Город Рубцовск Алтайского края» в номинации «ПРОФИ», награжден Почетной грамотой губернатора Алтайского края.

В 2005 году театр был награжден Грамотой Петровской Академии Искусств (г. Санкт-Петербург) за большой вклад в развитие театрального искусства Алтайского края.

В 2009 году театр принял участие во Всероссийском фестивале театров малых городов, который проходил в городе Вышний Волочёк. На этом представительном форуме (с участием театров из Вышнего Волочка, Москвы, Сызрани, Петрозаводска, Рыбинска и др.) Рубцовский театр победил в двух номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль».

 Учитывая важность получения дополнительных внебюджетных источников, театр участвует в краевых и во Всероссийских конкурсах грантов. В 2010 году театр принял участие во Всероссийском грантовом конкурсе, который учредили Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей РФ под патронатом Президента России. В данном конкурсе приняли участие порядка 80 профессиональных театров России, 20 из них стали победителями, в том числе и Рубцовский драматический театр – единственный среди театров Сибири и Дальнего Востока. На средства, полученные от выигранного гранта, был поставлен спектакль для детей «Волчий маскарад».

В своей новейшей истории, театр неоднократно становился победителем конкурсов грантов Губернатора Алтайского края с проектами: «Алтай театральный», «Детский театр «Синяя птица», «Рубцовский театр – малым городам Алтая».

И ещё один интересный факт. В 2011 году актеры театра приняли участие в съёмках документального фильма «Любовь и власть Раисы Горбачёвой» Федеральной телекомпании «Первый канал», в котором были показаны фрагменты из спектакля по пьесе А. Зубовой «Жена президента».

С 2011 года театр принимает участие в краевой Губернаторской программе «Эстетическое воспитание детей и молодежи средствами искусства», проводимой в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы и государственной программы Алтайского края "Развитие культуры Алтайского края" на 2015-2020 годы. Благодаря Губернаторской программе школьники и учащиеся учреждений среднего профессионального образования получили возможность посещать театр бесплатно.

Разнообразна гастрольная карта театра: Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Талды-Курган, Барнаул, Новосибирск, Фергана, районы и города Алтайского края.

В конце 2012 года Рубцовский драматический театр был включен в перечень восьмидесяти особо значимых социальных объектов, реконструкция которых приурочена к 80-летию Алтайского края в 2017 году (Губернаторская программа «80х80»).

 

В 2018 году в Алтайском крае стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. Одним из лауреатов премии стал артист Рубцовского драматического театра Сергей Волобуев.

 

Осенью 2018 года Рубцовский драматический театр принял участие в третьем Межрегиональном фестивале «Театральная провинция – 2018» в городе Черемхово, Иркутской области, и стал его дипломантом со спектаклем «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо.

 

В первом квартале 2019 года театр принял участие в конкурсе на получение грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. На основании решения экспертного совета поддержку получил проект МБУК «Рубцовский драматический театр» «Алтайский край и Республика Казахстан: быть соседями – это искусство!» (300 тысяч рублей), который был успешно реализован осенью этого же года гастрольным туром театра в г. Усть-Каменогорск.

 

20 декабря 2019 года состоялось торжественное открытие здания театра, где впервые со дня основания был завершён капитальный ремонт. Из краевого бюджета на проведение масштабной реконструкции было выделено порядка 175 млн. рублей. Ремонтные работы шли 26 месяцев.

 

С 15 мая 2020 года, в период ограничений на проведение массовых мероприятий, связанных с пандемией, Рубцовский драматический театр присоединился к Общероссийской благотворительной акции, и выставил на бесплатную онлайн-трансляцию в сети интернет два спектакля – «Куда уходит Дед Мороз» (для детей) и «Невольницы» (А. Н. Островский, для взрослой аудитории), – а также фильм-бенефис, с показом лучших фрагментов спектаклей из репертуара театра. По информации провайдера интернет-ресурса театра, уже на 8 июня 2020 года число просмотров составило 1548.

 

С 13 сентября 2020 года Рубцовский драматический театр возобновил полноценное взаимодействие со своими любимыми и преданными зрителями показом спектакля для семейного просмотра "Третий лишний". Это радостное событие все работники театра адресовали своим зрителям, с которыми в стенах храма Мельпомены не встречались с апреля текущего года. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора, у каждого посетителя театра на входе проводилось измерение температуры, проверялось наличие защитных масок, руки обрабатывались антисептиками. Ну, и рассадка в зрительном зале, соответственно, осуществлялась с учётом рекомендуемой социальной дистанции.

 

В марте 2021 года вышел в свет литературный сборник о Рубцовском драматическом театре. В сборнике с названием «Многоточие…» собраны статьи, рецензии, интервью и множество других материалов о деятельности Рубцовского драматического театра в начале XXI века. Автор – Андрей Алешкевич, заведующий литературно-драматургической частью РДТ. Проект осуществлён при поддержке Союза театральных деятелей России.

На 160 страницах сборника уместились 10 глав повествования, среди которых – глава «Эксклюзив», из которой читатель сможет узнать об уникальных творческих проектах театра.

В литературном сборнике много иллюстраций и специальных интерактивных ссылок (QR-коды) на большое количество дополнительного материала – видео, фото, текстовая информация.

Примечательно, что даже старожилы не припомнят, кем и, главное – когда в обозримом прошлом осуществлялись подобные проекты. Так что, выпуск сборника «Многоточие…» можно с уверенностью назвать литературным событием в современной истории Рубцовского драматического театра.

 

Драматический театр занимает площадь 5265 кв. м, зрительный зал рассчитан на 615 мест. Основным направлением деятельности театра является театральная и концертная работа. За период существования театра сыграно более 30 тысяч спектаклей, на которых побывало порядка 10 миллионов зрителей. Каждый сезон в театре выпускаются 5-6 новых спектаклей. При формировании репертуарной политики особое внимание уделяется русской классике и российской современной драматургии.